Кукольных дел мастера
День кукольника, или Международный день кукольного театра, отмечается 21 марта. Навестить любимых с детства героев сказок накануне праздника посчастливилось корреспонденту «МЦ».
Наткнуться на вполне себе симпатичную огромную великанскую руку...
Упасть в волны синего моря и не промокнуть... Продраться сквозь заросли колючего кактуса, не поранившись... Ну где еще такое возможно, кроме как не в здании знаменитого Центрального театра Вот и в мастерской ветерана цеха художников Александра Лигусова почти как в потайной комнате волшебника Изумрудного города — головы, чучелки, смешные и немного страшные фигуры. Даже хочется пожить здесь, хотя бы совсем недолго, чтобы пропитаться магией мастерства кукольника.
— Когда-то в детстве бабушка научила меня шить, в старших классах я увлекся лепкой, полюбил мастерить тележки, домики, кораблики, — рассказывает Александр.
Неожиданно хобби переросло в профессию. И теперь художник-технолог Лигусов придумывает, из чего должны рождаться маленькие актеры. Причем они всегда напоминают своего создателя. Так, его любимый персонаж действа, разыгранного в юбилейный год Антона Павловича Чехова, кукла-писатель, многим похожа на своего мастера. Но черты лица, движения мягче, церемоннее.
— Вот так мы киваем головой, открываем ротик, двигаем ручками, — показывает Александр, перемещая под кукольным пальто алюминиевой палкой — гапитом. — Пальтишко сшилось из моего рабочего комбинезона, бороду и усы я надергал из ниток старенькой рубашки, для очков подошла проволока, попавшаяся под руку.
Кукольный Чехов живет в кабинете Лигусова второй десяток лет. Еще более древний партнер художника по творчеству — девочка-пионерка.
Увы, с годами облысевшая. Опять же, все как у людей.
— В 1990-е на нашей сцене появился спектакль «Глупов-шоу».
Про перестройку и брежневский застой. Эта девочка с зубастой улыбкой — первая моя кукла. Постановка не прижилась, а пионерке место, конечно, нашлось, — бережно снимая с крючка несостоявшуюся актрису, поясняет художник.
Вот в дверях появляются два до боли знакомых персонажа: конферансье Эдуард Апломбов и танцовщица из цыганского ансамбля с бубном. Которую так и хочется назвать Азой. Герои «Необыкновенного концерта»! Их принесли на профилактический осмотр.
Это один из первых спектаклей Центрального театра кукол, по-прежнему вызывающий бурю эмоций. А ведь ему скоро перевалит за 80 лет. Третье, а то и четвертое поколение артистов-людей выходит с ним на сцену. Куклы более долговечны. Самые первые герои «концерта» украшают музейные витрины театра. Но и сегодняшним исполнителям уже за 60.
Реставраторы помогают поддерживать их молодость.
— И наряды им обновляем постоянно, и механизмы меняем.
Кому-то волосики поднарастим, где-то ручки-личики подлечим, — улыбается, обнимая кукольных знаменитостей, Александр.
На столе мастера в только ему понятном порядке разложены чертежи, рисунки, фотографии. Вот мудреная схема артиллерийского орудия — мортиры из новой постановки «Сказка о царе Салтане». Премьера состоялась в конце прошлого года.
Пушечка хоть и небольшая, но стрелять умеет, прямо из рук людей-артистов. Чуть в стороне тянутся один за другим портретики маленького принца из одноименной пьесы.
— Одну роль нередко исполняет сразу несколько кукол, так называемых дублей, — говорит художник-технолог.
В театре Образцова трепетно хранят исторические традиции кукольного производства, хотя новые технологии тоже в ходу...
Так, из силикона, похожего на человеческую плоть, сделана голова Старой сеньоры из спектакля «Старый сеньор и...», а один из любимых материалов — по-прежнему папье-маше. У одной куклы задача работать на ширме. Поэтому она крепится на гапит. Когда кукольному герою приходится играть на планшете, на плоской поверхности, нужна специальная ручка, которая присоединяется к его спине и голове. Для полета над сценой требуется еще одна конструкция, из тростей и лесок.
— «Маленький принц» — в самом начале производства, — говорит волшебник Лигусов и ведет в соседнюю мастерскую.
Художника-технолога Дарью Куренную застаем как раз за процессом изготовления лисенка из этой сказки.
— Только закончила маширование в гипсовой форме, — демонстрирует она аккуратную лисью голову, глядя на которую невольно подмечаешь сходство с художницей.
— Глазки-то у лисенка совсем как ваши улыбаются! — Наверное. Ведь в каждой кукле частичку своей души оставляем, — сознается Даша.
И верится в это. Иначе сказке не ожить бы на сцене.
КСТАТИ
В сатирическом спектакле «Необыкновенный концерт», впервые вышедшем на сцену еще в 1946 году, задействовано самое большое количество артистов.
80 кукол. А людей...Только в номере «Танго» двумя куклами управляют сразу девять человек. Во времена основателя театра Сергея Владимировича Образцова на подготовку одного спектакля требовалось не менее полутора лет. Сегодня за один год труппа выпускает по три постановки.