Культурный век жемчужины Арбата
13 ноября Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова отметит столетие. В 1921 году в этот день на сцене под руководством молодого Евгения Вахтангова был поставлен спектакль «Чудо святого Антония».
История театра — своего рода роман, а то и сага, в которой множество действующих лиц и событий. Сегодня в театре ее знают почти наизусть и справедливо гордятся непростым веком.
Как все начиналось
Группа любителей театра, вознамерившаяся устроить свою постановку и упросившая Евгения Вахтангова помочь им в этом, расплатилась за свой непрофессионализм шумным провалом. Решив все же добиться успеха, дилетанты в итоге умолили Вахтангова заниматься с ними, и так образовалась театральная студия, получившая затем название Третьей. Позже из нее, уже вошедшей в «семью МХАТ», и образовался тот театр, который все мы так любим.
За годы жизни Театр имени Вахтангова пережил несколько эпох, все их особенности были связаны со звездными именами руководителей театра. После смерти Евгения Вахтангова, поставившего легендарную «Принцессу Турандот», в театре наступил период «коллективного руководства», когда спектакли ставили разные режиссеры, в том числе — Борис Захава и Андрей Попов. Затем началась эпоха Рубена Симонова — он сам был блистательным актером, невероятно одаренным музыкально. Ему выпала непростая роль — он руководил труппой в годы войны. Театр был эвакуирован в Омск, и с тех пор труппу вахтанговцев связывает с театром этого города особая дружба. В сам театр в июле 1941 года попала авиабомба. В ту страшную ночь с 23 на 24 июля погиб замдиректора по художественной части Василий Куза. Кстати, не все знают, что часть труппы, образовав фронтовой театр, прошла с 1-м и 2-м Украинскими фронтами путь от Ржева до Берлина! При Симонове же, в 1950-е годы, труппа вышла на новый уровень по составу актеров: в театр пришли сплошные звезды.
Названный в честь Вахтангова Евгений Симонов имел тягу к режиссуре с детства. Выросший в «вахтанговской» атмосфере, он пришел в театр на смену отцу, и за годы его руководства театр превратился в один из самых ярких «храмов Мельпомены».
В 1970-е в Вахтанговском зал был полон всегда, Евгений Рубенович много ставил современных авторов, не забывая о классике. Многие помнят спектакль «Антоний и Клеопатра», который специально поставили для Юлии Борисовой, Михаила Ульянова и Василия Ланового. При Ульянове, который не дал театру погибнуть в годы постперестройки, тут ставили лучшие режиссеры — включая Петра Фоменко, Романа Виктюка, Адольфа Шапиро, Владимира Мирзоева, Римаса Туминаса. В последнем и увидел достойного сменщика Михаил Ульянов. Время Туминаса в Вахтанговском — это время сохранения традиций и поисков новых форм разговора со зрителями.
Двери открываются!
К вековому юбилею театр начал готовиться загодя: официально с 2019 года, когда вышел указ президента России Владимира Путина. По словам директора театра Кирилла Крока, планов было много, но пандемия внесла корректировки. И все же большую часть задуманного удалось осуществить.
— Мы провели фестиваль «Вахтанговский-100», пригласив на нашу сцену театры из Омска, Владикавказа и северный театр имени Михаила Ульянова, — рассказывает Крок. — Создали аудиоспектакль-променад «Путь к Турандот», сняли документальный фильм о Вахтангове «без купюр» — премьера состоится на телеканале «Культура» 14 ноября. В нем мы впервые раскроем и прочтем письма Вахтангова своим учителям и ученикам. Несмотря на ситуацию из-за ко[1]вида, театр продолжал гастролировать. Артисты представляли спектакли в Париже и Ганновере. Не добрались только до австралийской Аделаиды, но помогли видеотрансляции.
— Чтобы актерам было легче выступать в пустом зрительном зале, мы поставили экран, транслировавший обратную
связь из Аделаиды, — вспоминает Крок. — Видели бы вы счастливые лица актеров, награжденных овациями
А к юбилею театра художественный руководитель Римас Туминас приготовил спектакль «Война и мир» по роману Толстого. Работа над ним продолжалась весь прошлый сезон, часть репетиций проходила онлайн. По словам Туминаса, к выбору постановки его привела «гордость мысли».
— Для правильного прочтения Толстого следует понимать слово «мир» как Вселенную, как человечество. Но есть еще и выражения «молиться всем миром», «иди с миром», «живи с миром». Богатство толкования этого слова бесконечно, и у нас оно в каждой сцене имеет свою интонацию, свой смысл, — объяснил Римас Туминас.
Премьерные показы прошли с 8 по 11 ноября. А 13 ноября театр готовится к «Дню тишины».
— Это будет своеобразный день открытых дверей, — объяснил Крок. — Зрители смогут зайти в кабинет худрука, посидеть у сцены или встретиться с артистами, которые их очень ждут.