Купеческая дочь любила большие залы
На улице Забелина (Басманный район) закончена реставрация фасадов у дома №3, строение 1. Это зеленоватое здание было возведено в 1900 году как доходный дом.
Все корпуса дома — строения 1, 2 и 8 — входят в так называемый ансамбль городской усадьбы Н. А. Сумарокова — Н. А. Тюляевой. Самое известное и древнее — бело-желтое двухэтажное строение 2 в глубине двора. Это бывший главный дом усадьбы, в нем сейчас расположено Императорское православное палестинское общество.
Поминать вечно
Как минимум с 1690 года на месте нынешнего строения 2 имелись белокаменные палаты. В 1792 году участок купил дворянин Николай Андреевич Сумароков (1754–1810). При нем главный дом сильно перестроили, поэтому имя владельца стало частью и общего названия усадьбы.
В 1873 году эту землю приобрел купец Алексей Герасимович Винокуров. Через 9 лет он умер, и усадьбу унаследовала его дочь Наталья (1849–1942), в замужестве Тюляева. Эта семья глубоко чтила расположенный неподалеку Иоанно-Предтеченский (он же — Ивановский) монастырь.
— Винокуров завещал монастырю 75 тысяч рублей, «чтобы быть погребенным ему и жене его» в стенах обители и чтобы «совершаемо были при чтении псалтыри вечное поминовение рабов Божиих Алексия и Василисы», — сообщает историк Мария Гурина. — Дочь Винокурова впоследствии сама неоднократно жертвовала на обитель.
«Отличались некоторым своеобразием»
Одним из источников прибыли для меценатки Тюляевой стали земля и здания. Купеческая дочь перепланировала главный дом усадьбы под пять квартир, предназначенных для сдачи в аренду. Сама она занимала помещение на втором этаже. Кочто о том, как выглядело строение 2 в начале ХХ века, удалось узнать у правнука Натальи Тюляевой — Алексея Щенкова (на фото), известного специалиста по реставрации, профессора Московского архитектурного института и Православного Свято-Тихоновского богословского института. Его отец, Серафим Александрович Щенков (1904– 1979), с бабушкой не жил, но бывал у нее в раннем детстве.
— Увы, интересных воспоминаний об этом доме мой отец не оставил, — огорчается Алексей Щенков. — Рассказывал только, что в здании был всего один туалет, помещавшийся под лестницей, ведущей на второй этаж. Это свидетельствует об архаичности устройства дома.
В 1900 году на территории усадьбы возвели еще один доходный дом, который теперь — строение №1. Автор проекта Сергей Флегонтович Воскресенский (1862–1933) спроектировал фасад в актуальном тогда стиле эклектики с использованием мотивов модерна. А вот внутренняя планировка — так же, как и в доме самой купчихи — явно отставала от моды.
Каждый из трех этажей представлял собой одну квартиру из 11 комнат. Как говорится в «Акте государственной историко-культурной экспертизы…», подготовленном для реставрации, эти жилища «отличались некоторым своеобразием планировки, по сравнению с распространенной в нач[але] ХХ века <…>в большинстве доходных домов». Видимо, своеобразие состояло в том, что на первом месте была пафосность — в ущерб комфорту и гигиеничности. Согласно «Акту...» в правом крыле каждой квартиры находилось по три роскошных зала для приемов с видом на Ивановский монастырь и церковь Святого Владимира, в левом — еще несколько (число не названо) соединенных анфиладой парадных помещений, и через коридор жилые комнаты окнами во двор. Упоминаются также кухня и «две темные комнаты» для прислуги (о санитарных узлах ни слова). В полуподвале были хозяйственные помещения и еще одна квартирка, попроще.
Вход в прошлое
После революции недвижимость Тюляевой была национализирована. Свой долгий век — а ей было отмерено 93 года — Наталья Алексеевна доживала в семье дочери, в коммуналке на Новинском бульваре.
— В этой квартире жил и я с отцом и матерью, — говорит Алексей Щенков. — Прабабушка умерла, когда мне был год. К реставрационным работам меня в XXI веке не привлекали — видимо, не знали о моей родственной связи с Тюляевыми.
Строение №1 в последние два десятилетия занимали разные офисы. В 2013 году его признали объектом культурного наследия регионального значения. Эксперты отмечают, что оно «в значительной степени сохранило первоначальную планировку, отделку интерьеров», внутри почти не тронуты потолки в бывших залах, изразцовые печи и парадная лестница. Но, конечно, не обошлось без утрат — и нынешний ремонт призван их исправить. В частности, вернули главный вход с улицы, который долгие годы был заложен, карнизы на фасаде и русты (декоративные накладки на углах).
— По архивным фотографиям и документам специалисты восстановили в нижней части эркера (выступа на третьем этаже. — «МЦ») панно с изящным растительным орнаментом, лепнину, ажурные наличники и подоконники на окнах, пилястры (плоские фальшколонны. — «МЦ») и другие элементы декора, — перечислил прессе глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — В настоящее время продолжаются работы в интерьерах здания.
Реставрация ведется за счет городского бюджета, и завершить ее планируется к лету.
КСТАТИ
Архитектор Сергей Воскресенский в начале ХХ века был нарасхват у московских застройщиков. Одних только доходных домов в его послужном списке полтора десятка. В 1909 году по проекту Сергея Флегонтовича был выстроен особняк купца Августа Рериха в Малом Харитоньевском переулке — теперь там расположен Грибоедовский ЗАГС. После прихода советской власти Воскресенский занимался ремонтом и перепланировкой Большого и Малого театров.
ЛЮБОПЫТНО
Имя великого русского историка, москвоведа и археолога Ивана Забелина (1820–1909) улица получила только в 1961 году. До этого называлась Большим Ивановским переулком, в честь монастыря (отходящий от нее под прямым углом переулок остался Малым Ивановским).