Опрос

28 июля 1958 года на Триумфальной площади был открыт памятник Владимиру Маяковскому. Знаете ли Вы, кто был скульптором?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Лабиринт арбатских переулков

Лет тридцать назад арбат- ские переулки были де- ревней с провинциальным духом

Двухчасовая прогулка, после которой вы полюбите центр Москвы

Со станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии эскалатор выводит в небольшой дворик. Если у вас есть пара часов свободного времени, выйдите здесь и прогуляйтесь арбатскими переулками.

Можно, конечно, вместе с толпой москвичей и туристов сразу же свернуть направо, на Арбат — но можно пройти под арку большого здания и дальше по Карманицкому переулку. Два ряда высоких домов внезапно выведут к чудесной небольшой площадке, где с уютной колоннадой усадьбы, ныне называемой «Спасо-Хаусом», соседствуют пряничные главки и сахарная колокольня церкви Спаса на Песках (1).

Именно эта церковь «позировала» Василию Поленову для его «Московского дворика».

Отсюда уже можно и на Арбат, выводящей в извилистый Кривоарбатский переулок. По которому буквально два шага шагнуть — и вот вам мировой шедевр русского авангарда, особняк-мастерская Константина Мельникова (2).

Налево в Плотников переулок — и скоро мы в Сивцевом Вражке, главном из арбатских переулков, пронизывающим этот усадебный мир от Гоголевского бульвара до бульвара Смоленского.

Направо до Денежного переулка и снова налево — да, это Арбат, настоящий лабиринт, где пропадешь без навигатора. Под сенью дипломатической высотки на Смоленской площади — ряд особнячков, самый интересный из которых — на углу с Власьевским (3) Это дом Александра Поливанова, чистейший образец московского деревянного ампира 1820-х годов. Налево по Власьевскому переулку — и мы снова в Плотниковом.

1

Еще раз налево: вот и угловой дом (4), знаменитый своими барельефами. Всмотритесь: между нимфами в вольных позах и одеяниях Пушкин, Гоголь! Местные жители верят, что тут был знаменитый публичный дом, а это как бы его реклама; но нет — эти барельефы архитектора Николая Жерихова предназначались для здания Музея изящных искусств на Волхонке, но не подошли и пригодились здесь, на доходном доме Георгия Бройдо. Сворачиваем вдоль дома в Малый Могильцевский переулок, который вскоре приводит нас к храму Успения в Могильцах. Храм (5), строение добротного русского классицизма, знаменитый: именно здесь Лев Толстой, сам прихожанин этой церкви, «повенчал» Николая Левина и Кити Щербацкую из «Анны Карениной».

Недалеко уже до Пречистенки — по одноименному переулку. Проходя мимо особняков, вглядитесь в участок № 5 — в глубине двора прячется желтый дом с крышей«оранжереей». Это мастерская великого скульптора Веры Мухиной (6), в которой она жила и работала с 1947 по 1953 год.

На Пречистенке, повернув направо, пройдем до дома № 32 — и, насладившись мощной колоннадой, войдем под арку. А потом — вернувшись чуть назад по Пречистенке, через Мансуровский переулок, пройдем мимо двух одноэтажных особнячков — родовое гнездо потомков архитектора Александра Кузнецова, живущих здесь с 1915 года. Вот и Остоженка, а отсюда направо — недалеко до круглого вестибюля «Парка культуры»-радиальной. Не устали?

Пречистенка, 32: Поливановская гимназия

Поручик-кавалергард Павел Охотников, для которого вскоре после пожара 1812 года отстроили усадьбу на Пречистенке, ценил размах — главный дом с приподнятыми над цокольным этажом колоннами можно назвать дворцом. Зайдите в ворота — и вы окажетесь едва ли не в последнем оставшемся в Москве полукруглом усадебном дворике. Раньше по периметру этого полукруга находились конюшни и прочие службы, сейчас — художественные мастерские. Дух старой Москвы здесь чувствуется особенно сильно.

До 1923 года в усадьбе размещалась частная гимназия Льва Поливанова, где учились поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт.

У арбатского застройщика

Дом № 11 по Мансуровскому переулку — «домик арбатского застройщика», в котором Михаил Булгаков поселил главных героев романа «Мастер и Маргарита». В 1926 году, когда писатель впервые побывал в этом доме, он принадлежал Владимиру и Сергею Топлениновым. Сыновья купца первой гильдии были связаны с театром: старший Владимир — актер, младший Сергей — декоратор и макетчик. Дом братьям оставили по личному указанию наркома просвещения Анатолия Луначарского.

— Совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, <…> Ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьинибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними…

Татьяна Хаевская, библиотекарь, житель Сивцева Вражка:

-Лет тридцать назад арбатские переулки были деревней с провинциальным духом. «Москва — столица нашей Родины» — это было там, куда надо на троллейбусе ездить. А у нас в Староконюшенном, Кривоарбатском переулках можно было спокойно играть в футбол. Машин-то почти не было, они тогда ездили по Арбату. Прекрасно помню Арбат рубежа 1970–1980-х годов. Дети там всегда зависали вокруг зоомагазина. Еще одна точка притяжения — кафе «Буратино», в витрине которого была живая белка в колесе.

 

Около 1982 года Арбат закрыли и перекопали — тянули коммуникации к Министерству обороны на Арбатской площади. Проехать по улице было невозможно, ходили по деревянным мосткам. Шутили: всем нам надо выдать медаль «За форсирование Арбата». Улица открылась, это был 1985–1986 год, и сразу же стала пешеходной. Именно тогда на Арбате появились художники, рисующие шаржи, а потом и неформалы. Такого множества кафе, как сейчас, на Арбате не было. Была «Прага», то самое кафе «Буратино»; в доме, где жил Окуджава. И это, в общем-то, все.

КСТАТИ

Обладатели мобильных устройств могут узнать больше о домах на маршруте, считав QR-коды на синих табличках городского проекта «Узнай Москву» (um.mos.ru).

 

Новости партнеров