Опрос

Международный день цирка отмечается 20 апреля. А вы знаете, сколько лет Юрий Никулин проработал в цирке?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Лабиринт арбатских переулков

Лет тридцать назад арбат- ские переулки были де- ревней с провинциальным духом

Двухчасовая прогулка, после которой вы полюбите центр Москвы

Со станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии эскалатор выводит в небольшой дворик. Если у вас есть пара часов свободного времени, выйдите здесь и прогуляйтесь арбатскими переулками.

Можно, конечно, вместе с толпой москвичей и туристов сразу же свернуть направо, на Арбат — но можно пройти под арку большого здания и дальше по Карманицкому переулку. Два ряда высоких домов внезапно выведут к чудесной небольшой площадке, где с уютной колоннадой усадьбы, ныне называемой «Спасо-Хаусом», соседствуют пряничные главки и сахарная колокольня церкви Спаса на Песках (1).

Именно эта церковь «позировала» Василию Поленову для его «Московского дворика».

Отсюда уже можно и на Арбат, выводящей в извилистый Кривоарбатский переулок. По которому буквально два шага шагнуть — и вот вам мировой шедевр русского авангарда, особняк-мастерская Константина Мельникова (2).

Налево в Плотников переулок — и скоро мы в Сивцевом Вражке, главном из арбатских переулков, пронизывающим этот усадебный мир от Гоголевского бульвара до бульвара Смоленского.

Направо до Денежного переулка и снова налево — да, это Арбат, настоящий лабиринт, где пропадешь без навигатора. Под сенью дипломатической высотки на Смоленской площади — ряд особнячков, самый интересный из которых — на углу с Власьевским (3) Это дом Александра Поливанова, чистейший образец московского деревянного ампира 1820-х годов. Налево по Власьевскому переулку — и мы снова в Плотниковом.

1

Еще раз налево: вот и угловой дом (4), знаменитый своими барельефами. Всмотритесь: между нимфами в вольных позах и одеяниях Пушкин, Гоголь! Местные жители верят, что тут был знаменитый публичный дом, а это как бы его реклама; но нет — эти барельефы архитектора Николая Жерихова предназначались для здания Музея изящных искусств на Волхонке, но не подошли и пригодились здесь, на доходном доме Георгия Бройдо. Сворачиваем вдоль дома в Малый Могильцевский переулок, который вскоре приводит нас к храму Успения в Могильцах. Храм (5), строение добротного русского классицизма, знаменитый: именно здесь Лев Толстой, сам прихожанин этой церкви, «повенчал» Николая Левина и Кити Щербацкую из «Анны Карениной».

Недалеко уже до Пречистенки — по одноименному переулку. Проходя мимо особняков, вглядитесь в участок № 5 — в глубине двора прячется желтый дом с крышей«оранжереей». Это мастерская великого скульптора Веры Мухиной (6), в которой она жила и работала с 1947 по 1953 год.

На Пречистенке, повернув направо, пройдем до дома № 32 — и, насладившись мощной колоннадой, войдем под арку. А потом — вернувшись чуть назад по Пречистенке, через Мансуровский переулок, пройдем мимо двух одноэтажных особнячков — родовое гнездо потомков архитектора Александра Кузнецова, живущих здесь с 1915 года. Вот и Остоженка, а отсюда направо — недалеко до круглого вестибюля «Парка культуры»-радиальной. Не устали?

Пречистенка, 32: Поливановская гимназия

Поручик-кавалергард Павел Охотников, для которого вскоре после пожара 1812 года отстроили усадьбу на Пречистенке, ценил размах — главный дом с приподнятыми над цокольным этажом колоннами можно назвать дворцом. Зайдите в ворота — и вы окажетесь едва ли не в последнем оставшемся в Москве полукруглом усадебном дворике. Раньше по периметру этого полукруга находились конюшни и прочие службы, сейчас — художественные мастерские. Дух старой Москвы здесь чувствуется особенно сильно.

До 1923 года в усадьбе размещалась частная гимназия Льва Поливанова, где учились поэты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт.

У арбатского застройщика

Дом № 11 по Мансуровскому переулку — «домик арбатского застройщика», в котором Михаил Булгаков поселил главных героев романа «Мастер и Маргарита». В 1926 году, когда писатель впервые побывал в этом доме, он принадлежал Владимиру и Сергею Топлениновым. Сыновья купца первой гильдии были связаны с театром: старший Владимир — актер, младший Сергей — декоратор и макетчик. Дом братьям оставили по личному указанию наркома просвещения Анатолия Луначарского.

— Совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, <…> Ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьинибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними...

Татьяна Хаевская, библиотекарь, житель Сивцева Вражка:

-Лет тридцать назад арбатские переулки были деревней с провинциальным духом. «Москва — столица нашей Родины» — это было там, куда надо на троллейбусе ездить. А у нас в Староконюшенном, Кривоарбатском переулках можно было спокойно играть в футбол. Машин-то почти не было, они тогда ездили по Арбату. Прекрасно помню Арбат рубежа 1970–1980-х годов. Дети там всегда зависали вокруг зоомагазина. Еще одна точка притяжения — кафе «Буратино», в витрине которого была живая белка в колесе.

 

Около 1982 года Арбат закрыли и перекопали — тянули коммуникации к Министерству обороны на Арбатской площади. Проехать по улице было невозможно, ходили по деревянным мосткам. Шутили: всем нам надо выдать медаль «За форсирование Арбата». Улица открылась, это был 1985–1986 год, и сразу же стала пешеходной. Именно тогда на Арбате появились художники, рисующие шаржи, а потом и неформалы. Такого множества кафе, как сейчас, на Арбате не было. Была «Прага», то самое кафе «Буратино»; в доме, где жил Окуджава. И это, в общем-то, все.

КСТАТИ

Обладатели мобильных устройств могут узнать больше о домах на маршруте, считав QR-коды на синих табличках городского проекта «Узнай Москву» (um.mos.ru).

 

Новости партнеров