Летчик Владимир Наумкин: «Мы ждали сигнала с «Восхода-2», а в наушниках тишина...». Фото предоставил герой

Летчик Владимир Наумкин: Мы ждали сигнала с «Восхода-2», а в наушниках тишина...

Белый парашют с оранжевыми полосками устанавливали в космическом корабле для его использования при посадке на Землю. Фото предоставил герой
Белый парашют с оранжевыми полосками устанавливали в космическом корабле для его использования при посадке на Землю. Фото предоставил герой

Более 100 спасательных операций и 18 лет в полетах. Летчик поисково-спасательной службы Владимир Наумкин участвовал в вызволении двух человек на космическом корабле «Восход-2» — Павла Беляева и Алексея Леонова. По пути из космоса домой они приземлились не рядом с Байконуром, а в глухой тайге. Корреспондент газеты «Москва.Центр» встретился с летчиком-спасателем, чтобы узнать о всемирно известной истории от того, кто ждал их на Земле.

Все нормально, или все пошло по незапланированному сценарию

Космический корабль «Восход-2» запустили в космос со станции «Байконур» 18 марта 1965 года. На Землю он вернулся на следующий день, пробыв в полете 26 часов 2 минуты. Во время этого путешествия Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос из корабля. Наедине со Вселенной космонавт пробыл 12 минут и 2 секунды.

Летчик Владимир Наумкин. Фото из личного архива героя
Летчик Владимир Наумкин. Фото из личного архива героя

В разных источниках написано о том, что когда космонавты возвращались на нашу планету, им не удалось приземлиться в предполагаемом месте. Оно находилось в 75 километрах от Кустаная в Казахстане. Вместо этого с помощью белого с оранжевыми полосами парашюта они очутились в тайге, в 240 километрах от Перми. Несмотря на то, что положение было опасным, Алексей Леонов и Павел Беляев с помощью азбуки Морзе связались с радистами и отправили код «ВН» — «Все нормально». Главное же живы!

— Все пошло по незапланированному сценарию. Как обычно, за сутки определили место посадки космических кораблей. Из Москвы дали время Ч, то есть расчетное время, тот момент, когда космонавты должны приземлиться. Обычно место спуска находится в 60-100 километрах от аэродрома. Я в составе экипажа из шести человек заранее подлетел на нашем вертолете Ми-6 к предполагаемому месту посадки. Мы ждали время Ч, — объясняет Владимир Наумкин.

На тот момент Владимир Александрович служил в эскадрилье спасательно-поисковой службы всего лишь третий год. Молодой летчик поступил на работу сразу по окончании военного училища.

Несмотря на небольшой опыт, он работал в единой команде все время.

— В состав экипажа входят командир, заместитель командира, два бортинженера, бортпроводник и радист. Специалистов в команде меняли крайне редко. Во время полета важно понимать способности каждого участника, — уточняет Владимир Наумкин.

Вертолет Ми-6, на котором Владимир Наумкин летал 18 лет. Фото предоставил герой
Вертолет Ми-6, на котором Владимир Наумкин летал 18 лет. Фото предоставил герой

Летчик продолжает рассказ о знаменательной спасательной операции.

— В вертолетах был установлен автоматический радиокомпас (АКР). Когда космический аппарат подает сигнал о приближении, на АРК стрелка склоняется в сторону, в какую надо лететь, чтобы выйти на этот объект. И вот мы повисли в воздухе за три минуты до предполагаемого появления «Восхода-2», — вспоминает Владимир Наумкин. — В главном штабе распорядились, чтобы мы были на связи. Воцарилось радиомолчание. Все ждали в наушниках характерных сигналов, подаваемых с борта «Восхода-2». Смотрим на часы, расчетное время вышло, а в наушниках по-прежнему лишь небольшой звуковой фон...

Тайга, автограф с газетой и космонавты на расстоянии вытянутой руки

Вместо того чтобы встретить космонавтов объятиями и окружить заботой, летчикам приказали возвратиться на аэродром для дозаправки и срочно отправляться в Пермь.

— Мы понимали: что-то случилось. А что именно — непонятно. Ну как же: время Ч, мы должны были их встретить и вдруг ни с чем возвращаемся на аэродром, — задумывается летчик. — Заправились и полетели в Пермь. В Свердловске нам пришлось дозаправиться. Нам говорят: «Давайте обедать», мы отказались, чтобы скорее долететь до Перми.

Но экипажу все-таки пришлось остаться в Свердловске и на обед, и на ночь. Полеты в вечернее время по территории не разрешались. Летчикам пришлось пережить беспокойную ночь в бездействии.

Ранним утром они уже долетели до Перми. К этому времени маленький вертолет отправился на разведку: где можно сесть нескольким вертолетам в тайге для спасения космонавтов. Нашли две площадки — в двух и пяти километрах.

— В вертолет загрузили группу спасателей и полетели. Во время полета сам видел парашют, с помощью которого космонавты осуществили посадку. Его площадь составляла тысячу квадратных метров, — объяснил Владимир Наумкин. — Когда мы сели на площадку в пяти километрах, спасатели вышли наружу размять ноги...

Владимир Наумкин принял участие в 100 спасательных операциях. Фото предоставил герой
Владимир Наумкин принял участие в 100 спасательных операциях. Фото предоставил герой

И оказались в снегу почти до шеи. В итоге спасатели добрались до космонавтов на лыжах, потратив пять часов на дорогу.

Главная сложность этой операции состояла в том, что обычно в таких ситуациях из вертолетов совершают прыжки с парашютом врачи, чтобы оказать первую помощь. Но в тайге с 40-метровыми елями, с бурыми медведями и уровнем снега в два метра спасатели бы оказались перед дилеммой: спасать врачей или космонавтов. Так, операция по спасению Алексея Леонова и Павла Беляев заняла два дня.

— Роль летчиков в этой операции заключалась в перевозке спасателей и представителей власти. Пока группа спасателей добиралась до космонавтов, мы делали рейсы от Перми и обратно. Когда Алексея Леонова и Павла Беляева привели к нашей взлетной площадке, оказалось, что они полетят на нашем вертолете, — пояснил герой.

До этого молодой летчик во время одного из рейсов в Перми купил газету, на первой полосе которой была статья о космонавтах.

— В тайге во время посадки в наш вертолет я попросил их расписаться на этой газете. Осталось приятное воспоминание на всю жизнь. Сейчас бумажный номер на хранении у внука, — уточнил Владимир Наумкин.

Во время полета в Пермь Алексей Леонов, по воспоминаниям летчика, подписывал неизвестно откуда взявшиеся открытки, а вот Павел Беляев все время выглядел уставшим и каким-то подавленным. Разговора тоже не получилось — в вертолете было очень шумно.

Сегодня Владимиру Наумкину 80 лет. Он более 30 лет прослужил летчиком, несколько лет работал военным советчиком, читал лекции об авиации детям. Издержками профессии стали ухудшение слуха, четкие воспоминания о каждой спасательной операции и сны о полетах. По его словам, летчику хочется в небо в любом возрасте. Спасательная операция Алексея Леонова и Павла Беляева не изменила его судьбу, не повлияла на карьеру. Она лишь позволила дальше любить свою профессию, спасать других космонавтов и жить с пониманием того, что благодаря и его участию Алексей Леонов и Павел Беляев вернулись домой целыми и невредимыми.

Новости партнеров