Лев и подводное царство
Небольшой особняк с ярким мозаичным узором и отделанный тарусским мрамором и плиткой бросается в глаза любому случайному прохожему, оказавшемуся в Глазовском переулке. В доме, построенном знаменитым Львом Кекушевым, когда-то принимали Клода Дебюсси, Пастернака и Скрябина.
Особняк считается первым архитектурным произведением модерна в Москве. Построен он был по проекту зодчего модерна Льва Кекушева в 1898–1899 годах. Есть легенда, что архитектор строил дом для своей семьи, купив участок в 1898-м, в год, когда у Кекушевых появился первый ребенок — сын Николай.
Однако когда особняк был построен, объявилось сразу несколько покупателей. Ученый и предприниматель Отто Адольфович Лист предложил архитектору выкупить его за цену, трижды превышавшую себестоимость. Лев Николаевич согласился и, не теряя времени, приступил к постройке будущего семейного гнезда на Остоженке.
Дом перешел в собственность предпринимателя (а кто-то звал его за глаза авантюристом) Отто Листа, племянника московского промышленника немецкого происхождения Густава Ивановича Листа.
Отто Адольфович вместе со своим компаньоном Константином Фарцбергом занимался разработкой и производством анилиновых красителей. В ходе опытов они случайно открыли сахарин. Разругавшись вдрызг, доказывая свои права на продукт, вскоре компаньоны пришли к нетривиальному соглашению — Фарцберг запатентовал сахарин на свое имя, а Лист женился на его дочери, тем самым также получив права на сахарин. Правда, партнеры не учли, что москвичи в то время не были готовы к потреблению заменителя вместо сахара. Во время очередного финансового кризиса семья Листа продала особняк. У дома появилась новая хозяйка — Наталья Кусевицкая.
Наталья Константиновна была дочерью московского миллионера-чаеторговца Константина Ушкова и женой дирижера Сергея Кусевицкого. С мужем они только что вернулись из зарубежной поездки.
Здесь берет начало короткая, но яркая музыкальная страница жизни особняка. Именно в этом особняке к Александру Скрябину приходил молодой Борис Пастернак, мучавшийся выбором между музыкой, философией и поэзией. В 1913 году в доме гостил Клод Дебюсси. Говорят, композитор обучил дрозда Кусевицких мастерски насвистывать мелодию.
После революции особняк был национализирован и превращен в детскую библиотеку.
С конца 40-х и до 90-х здесь было посольство Аргентины, затем особняк отдали представительству Калужской области.
Особняк в Глазовском переулке отсылает к франко-бельгийскому стилю ар-нуво, рассказала «МЦ» москвовед, экскурсовод Светлана Костина.
— Крепкий и приземистый, дом не выглядит тяжело за счет асимметричного членения фасада и многочисленных декоративных вставок, — показывает она на фасад здания. — Между этажами находится мозаичный фриз с подснежниками на золотом фоне.
Внутреннее убранство по стилю не уступает внешнему.
— Потолки в кабинете и столовой с кессонами и живописью между ними, гостиная с ореховым потолком и панелью в японском стиле, — рассказывает Светлана. — На втором этаже отделка простая: на стенах — обои и масляная краска.
Парадная лестница — железный каркас, дуб. Облицовка стен в ванных и кухне — фарфоровые плиты; полы вестибюля и кухни выложены металлическими плитами. Так архитектор сам описывал внутреннее убранство своего творения.
СПРАВКА
Модерн часто использовал как изображения цветов, так и изображения подводного мира. Именно эти изображения находятся на здании «Дома Листа»: над одной из дверей мозаичное панно морского дна.
Возможно, авторство его принадлежит Уильяму Валькоту — еще одному архитектору эпохи модерна. Именно он подписывал свои работы W.W. Эти же инициалы можно разглядеть и на панно.