Любая пара уникальна
26 ноября в России и мире отмечают День сапожника, праздник мастеров по созданию, пошиву и ремонту обуви, то есть всех, чей труд так или иначе связан с обувным делом. Корреспонденты «МЦ» заглянули в одну из обувных мастерских на Чистых прудах и выяснили, чем занимаются современные сапожники.
Старший мастер отдела ремонта обуви Сергей Митрошин рассказывает, что мог бы и сам сапоги сшить — опыта хватает, но реставрация сегодня востребована гораздо больше. Наверное, в этом и есть ключевое отличие сапожника прошлых веков от современного. Но такая трансформация не значит, что профессия стала проще, ведь зачастую восстановить старое гораздо сложнее, чем создать новое.
Все дело в подошве
Трудностей Сергей Митрошин не боится. В профессии он с 16 лет. Как-то заглянул в мастерскую к приятелю, попробовал свои силы, да так и втянулся. Кажется, что нет той пары, которую он не мог бы починить. Кроссовки, кеды, ботинки, сапоги и дорогие туфли после чистки, покраски, замены колодок выглядят как новые!
— Недавно подошву собирали, — вспоминает он. — Резина на ней от времени высохла и растрескалась. Мы сделали новую подошву из кожи. Такая прослужит намного дольше резиновой!
Чаще всего к сапожникам обращаются с простыми просьбами, вроде замены набоек или растяжки новой пары. Но бывают случаи, когда мастеру приходится заниматься художественной реставрацией. Например, когда на дорогих ботильонах в нескольких местах протерлась крокодиловая кожа — да-да, это совсем не редкость! Или нужно заменить союзку (верхняя обувная деталь, закрывающая боковую поверхность стопы. — «МЦ»), подобрав кожу по фактуре и цвету.
Нередко девушки приносят в мастерскую свои «лабутены». — «Лабутены» отличаются «легендарной» красной глянцевой подошвой, — объясняет мастер.
— Бывает, после одного выхода на этой подошве остаются царапины, которые нужно закрашивать, но гораздо чаще подошва теряет свой блеск. И хозяйки просят его восстановить.
Объединить несочетаемое
Работал Сергей и с концертной обувью певицы Глюкозы. Для выступления ей в ателье сшили легинсы, которые, по задумке художника по костюму, должны были соединяться с туфлями. Сергей сумел объединить эти две, на первый взгляд, разные детали наряда в один.
— Потом кто-то из знакомых увидел концерт по телевизору и позвонил: «Смотри, Глюкоза в твоих штанах выступает!» — улыбается Сергей.
А недавно принесли винтажную пару танцевальных туфель. Хозяева рассказали, что эта пара остались от бабушки-танцовщицы и сейчас это настоящая семейная реликвия.
Сергей постарался подобрать краску, ткань и кожу для восстановления максимально напоминающих те, которыми пользовались в прошлом веке, и у него это получилось! Заказчики были очень довольны и долго благодарили мастера.
Санкции помогли
К слову, санкции на качестве материалов в мастерской почти не сказались. Несмотря на то что крупные итальянские фирмы перестали поставлять в Россию свою продукцию, сапожники познакомились с небольшими компаниями и заключили договор с ними.
— И эти маленькие итальянские фирмы ничем не уступают промышленным гигантам, с которыми мы раньше сотрудничали, — объясняет Сергей.
А что до самого ремесла, то санкции, кажется, лишь помогли нашим сапожникам.
— У нас прибавилось работы, — улыбается мастер. — Теперь понравившуюся обувь не так легко приобрести, как раньше, поэтому люди берегут ее и заботятся о каждой своей паре.
Без любви ничего не получится
Впрочем, и до санкций мастера не жаловались на отсутствие заказов. Поэтому и зарабатывают современные сапожники прилично. Так, зарплата Сергея позволяет ему содержать жену-домохозяйку и четверых детей. К слову, старшие дети не раз были у папы в мастерской, и, несмотря на то что среди их сверстников в моде сейчас ИT-специальности, к сапожному ремеслу они тоже приглядываются.
— Я объясняю им, что самое главное, чтобы дело приносило тебе удовольствие, — рассказывает Сергей. — Ведь любое ремесло — это творчество. А в творчестве не получится каждый день делать одно и то же, как на заводе. В сапожном ремесле любая пара уникальна. Приходится думать и разрабатывать план реставрации для каждого конкретного случая. И без любви в этом деле ничего не получится!
ТОЛЬКО ФАКТЫ
■ Археологи пришли к выводу, что обувь появилась 26–30 тысяч лет назад, во времена палеолита, на западе Евразии.
■Первая обувь была кожаной, изготовлена с использованием древесной коры, камыша, папируса, соломы, пряжи и дерева.
■В XIV веке в Европе длина туфель зависела от знатности. Высшему дворянству разрешали носить обувь на 3 см больше реального размера. Дворяне были вынуждены привязывать туфли, чтобы не потерять их по дороге. Не всегда быть богаче и знатнее удобно.
■ Размеры обуви придумал в 1792 году англичанин и мастер обувных дел Джеймс Смит.
■Как правило, правая туфля изнашивается быстрее, чем левая.
■Петр I и Лев Толстой умели шить сапоги. А знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился в семье сапожника. Семья была бедной, но именно отец, человек, по воспоминаниям сына, «поэтически одаренный», привил ребенку любовь к чтению. Мальчик сам писал пьесы для домашнего кукольного театра, который построил отец.