Опрос

Памятник Петру Великому на стрелке Москвы-реки открыли 5 сентября 1997 года. Знаете ли Вы общую высоту одного из самых больших скульптурных памятников России?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Любимец Образцова спас немецкую сиротку

Москвичка Елизавета Гринчук рассматривает декорации к спектаклю. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В акции «Ночь театров» традиционно принял участие Театр кукол С. В. Образцова. Его программы всегда пользуются огромной популярностью у москвичей. Так случилось и в этот раз: регистрация на вечернюю прогулку по закулисью закрылась в первую же минуту. Поэтому руководство театра организовало дополнительную экскурсию, чтобы все, кто не успел попасть в первый «поток», присоединились ко второму. В их числе были и корреспонденты «МЦ».

Знакомство с театром Образцова, как и положено, начинается с вешалки, а точнее — с фойе около гардероба. Здесь экскурсовод Людмила Лабозина рассказывает о том, что творческий коллектив переехал в эти стены в 1970-е годы. Изначально это здание предназначалось для другого театра и имело огромную сцену. Эта сцена для кукольных артистов была слишком большой, поэтому ее пришлось разделить на две. Так в театре появились Большая и Малая сцены.

Кукла Дон Жуан, прообразом для которой выступил Михаил Боярский. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Вождь просит повторить

Из фойе экскурсия перемещается в сердце театра — музей кукол. Здесь хранятся самые первые куклы, многие из которых были сделаны еще самим Образцовым. Например, куклы-шапочки. Под одеждой у них скрываются специальные шапки, которые надеваются на голову артиста.

— Руки этой куклы-певицы — это руки артиста, — поясняет экскурсовод. — Когда артист тянет «певицу» за бусы, то у нее открываются глаза.

Рядом в витрине — кукла Кармен. Своими зажигательными танцами она была обязана артисту, спрятанному за ширмой. Выход Кармен был любимым номером Иосифа Сталина.

— Сергей Владимирович 22 раза перед ним выступал, — рассказывает экскурсовод. — И если Сталин на каком-то вечере пропускал выступление, то уточнял, выступил ли уже товарищ Образцов? И если да, то Иосиф Виссарионович просил повторить.

Колыбельная для Тяпы

Тут же можно увидеть любимую куклу самого Образцова — малыша Тяпу, «самого старого ребенка в мире». Тяпа на руке Образцова капризничал как настоящий малыш, не желая засыпать. Сергей Владимирович пел ему колыбельную на сцене и давал сосочку. Малыш упорно эту сосочку выплевывал и кряхтел, но затем постепенно успокаивался и засыпал. После этого артист со «спящим младенчиком» тихо уходил за ширму.

— Какое-то время после ухода в зрительном зале царила гробовая тишина: зрители боялись аплодировать, потому что не хотели будить ребенка, — улыбается Людмила.

Волосы у Тяпы сделаны из младенческого пуха сына Сергея Владимировича — Алеши.

С Тяпой связана одна из самых трогательных историй в жизни самого Образцова. В 1945 году, когда был сдан Берлин, Сталин собрал группу артистов в столице Германии, и они организовали концерт. Образцов, конечно, тоже принимал в нем участие. И после концерта, когда он с чемоданами, где лежали куклы, спускался по ступенькам, к нему через переводчика обратился пожилой мужчина. Он рассказал, что у него сын погиб на фронте и на днях от шальной пули погибла дочь. Его десятилетняя внучка потеряла маму. Ребенок перестал есть и разговаривать. Мужчина попросил Образцова помочь привести ее в чувство, поскольку опасался за ее жизнь.

Образцов достал из чемодана Тяпу и начал петь. Тяпа стал «капризничать», и девочка в какойто момент заинтересовалась происходящим. Она осторожно выглянула из-под руки деда и начала тихонько подпевать.

— Девочка пела колыбельную, которую пела ей мама, — говорит экскурсовод. — И после этой игры она согласилась поесть. Малышка пришла в себя.

А 20 лет спустя, когда Образцов с гастролями снова приехал в Берлин, после выступления к нему за кулисами подошла женщина. «Вы не помните меня? — тихо спросила она. — Я та девочка, которая играла с Тяпой. Вы спасли мне жизнь…»

Осторожно, губы

Пальчиковые куклы Образцова. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

После музея экскурсанты перемещаются в кабинет Образцова, расположенный рядом с мастерскими кукол и реквизита. Здесь огромное количество статуэток — подарков Образцову от друзей, зрителей и кукольников. А на подоконнике стоит бюст Ленина, который почему-то смотрит в стену. По словам сотрудников театра, его туда развернул Сергей Владимирович в 1992 году, когда осознал, что его страны уже нет. В этом же году Образцов умер. Ему было 90 лет.

Из кабинета в мастерские кукольников можно пройти по коридору. Правда, делать это следует очень осторожно. Одно неверное движение — и врежешься в огромные пластиковые губы или споткнешься о ноги Гулливера, лежащие поперек коридора. Все это реквизит, использовавшийся в различных постановках театра. Экскурсовод открывает одну из дверей.

— Это мастерская, где делают механику для кукол, — объясняет она.

В маленькой комнате в унисон жужжат дрель и швейная машинка. Мастера по кусочкам — из обрезков ткани, пластилина, проволоки, газет и пенопласта собирают будущих персонажей.

 

КСТАТИ

Экскурсии за кулисы в театре очень популярны и стали здесь постоянной практикой, поэтому если на «Ночь музеев» попасть в музей и мастерские не удалось, то можно записаться на экскурсию в другой день. Они проводятся несколько раз в месяц. Зрителей, как маленьких так и взрослых, здесь очень любят и ждут.

Новости партнеров