Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Любимец Образцова спас немецкую сиротку

Москвичка Елизавета Гринчук рассматривает декорации к спектаклю. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В акции «Ночь театров» традиционно принял участие Театр кукол С. В. Образцова. Его программы всегда пользуются огромной популярностью у москвичей. Так случилось и в этот раз: регистрация на вечернюю прогулку по закулисью закрылась в первую же минуту. Поэтому руководство театра организовало дополнительную экскурсию, чтобы все, кто не успел попасть в первый «поток», присоединились ко второму. В их числе были и корреспонденты «МЦ».

Знакомство с театром Образцова, как и положено, начинается с вешалки, а точнее — с фойе около гардероба. Здесь экскурсовод Людмила Лабозина рассказывает о том, что творческий коллектив переехал в эти стены в 1970-е годы. Изначально это здание предназначалось для другого театра и имело огромную сцену. Эта сцена для кукольных артистов была слишком большой, поэтому ее пришлось разделить на две. Так в театре появились Большая и Малая сцены.

Кукла Дон Жуан, прообразом для которой выступил Михаил Боярский. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Вождь просит повторить

Из фойе экскурсия перемещается в сердце театра — музей кукол. Здесь хранятся самые первые куклы, многие из которых были сделаны еще самим Образцовым. Например, куклы-шапочки. Под одеждой у них скрываются специальные шапки, которые надеваются на голову артиста.

— Руки этой куклы-певицы — это руки артиста, — поясняет экскурсовод. — Когда артист тянет «певицу» за бусы, то у нее открываются глаза.

Рядом в витрине — кукла Кармен. Своими зажигательными танцами она была обязана артисту, спрятанному за ширмой. Выход Кармен был любимым номером Иосифа Сталина.

— Сергей Владимирович 22 раза перед ним выступал, — рассказывает экскурсовод. — И если Сталин на каком-то вечере пропускал выступление, то уточнял, выступил ли уже товарищ Образцов? И если да, то Иосиф Виссарионович просил повторить.

Колыбельная для Тяпы

Тут же можно увидеть любимую куклу самого Образцова — малыша Тяпу, «самого старого ребенка в мире». Тяпа на руке Образцова капризничал как настоящий малыш, не желая засыпать. Сергей Владимирович пел ему колыбельную на сцене и давал сосочку. Малыш упорно эту сосочку выплевывал и кряхтел, но затем постепенно успокаивался и засыпал. После этого артист со «спящим младенчиком» тихо уходил за ширму.

— Какое-то время после ухода в зрительном зале царила гробовая тишина: зрители боялись аплодировать, потому что не хотели будить ребенка, — улыбается Людмила.

Волосы у Тяпы сделаны из младенческого пуха сына Сергея Владимировича — Алеши.

С Тяпой связана одна из самых трогательных историй в жизни самого Образцова. В 1945 году, когда был сдан Берлин, Сталин собрал группу артистов в столице Германии, и они организовали концерт. Образцов, конечно, тоже принимал в нем участие. И после концерта, когда он с чемоданами, где лежали куклы, спускался по ступенькам, к нему через переводчика обратился пожилой мужчина. Он рассказал, что у него сын погиб на фронте и на днях от шальной пули погибла дочь. Его десятилетняя внучка потеряла маму. Ребенок перестал есть и разговаривать. Мужчина попросил Образцова помочь привести ее в чувство, поскольку опасался за ее жизнь.

Образцов достал из чемодана Тяпу и начал петь. Тяпа стал «капризничать», и девочка в какойто момент заинтересовалась происходящим. Она осторожно выглянула из-под руки деда и начала тихонько подпевать.

— Девочка пела колыбельную, которую пела ей мама, — говорит экскурсовод. — И после этой игры она согласилась поесть. Малышка пришла в себя.

А 20 лет спустя, когда Образцов с гастролями снова приехал в Берлин, после выступления к нему за кулисами подошла женщина. «Вы не помните меня? — тихо спросила она. — Я та девочка, которая играла с Тяпой. Вы спасли мне жизнь…»

Осторожно, губы

Пальчиковые куклы Образцова. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

После музея экскурсанты перемещаются в кабинет Образцова, расположенный рядом с мастерскими кукол и реквизита. Здесь огромное количество статуэток — подарков Образцову от друзей, зрителей и кукольников. А на подоконнике стоит бюст Ленина, который почему-то смотрит в стену. По словам сотрудников театра, его туда развернул Сергей Владимирович в 1992 году, когда осознал, что его страны уже нет. В этом же году Образцов умер. Ему было 90 лет.

Из кабинета в мастерские кукольников можно пройти по коридору. Правда, делать это следует очень осторожно. Одно неверное движение — и врежешься в огромные пластиковые губы или споткнешься о ноги Гулливера, лежащие поперек коридора. Все это реквизит, использовавшийся в различных постановках театра. Экскурсовод открывает одну из дверей.

— Это мастерская, где делают механику для кукол, — объясняет она.

В маленькой комнате в унисон жужжат дрель и швейная машинка. Мастера по кусочкам — из обрезков ткани, пластилина, проволоки, газет и пенопласта собирают будущих персонажей.

 

КСТАТИ

Экскурсии за кулисы в театре очень популярны и стали здесь постоянной практикой, поэтому если на «Ночь музеев» попасть в музей и мастерские не удалось, то можно записаться на экскурсию в другой день. Они проводятся несколько раз в месяц. Зрителей, как маленьких так и взрослых, здесь очень любят и ждут.

Новости партнеров