Любви все девушки покорны
Простившись со своим художественным руководителем Иваном Вырыпаевым, театр «Практика» вступил в новую эпоху. Ее начало как раз таки и ознаменовал премьерный спектакль Алисы Кретовой «Девушки в любви», показанный на минувшей неделе.
Сотрудничество режиссера и педагога Дмитрия Брусникина с театром «Практика» началось давно: молодежь из его «Мастерской» играла здесь вербатим «Это тоже я», а сам Дмитрий появлялся на «практичной» сцене и в спектакле «Благодать и стойкость», и в «Перевороте», и в Black & Simpson. Но только сейчас это сотрудничество достигло своего апогея: после того, как пост худрука «Практики» покинул один из столпов «новой драмы» режиссер Иван Вырыпаев, «Мастерская» Дмитрия Брусникина стала главным резидентом данного театра.
В этот самый исторический момент здесь и состоялась премьера «Девушек в любви» 23-летней Алисы Кретовой — как раз таки выпускницы «Мастерской».
О том, изменится ли теперь «Практика», судить по одной постановке невозможно. Но то, что философия, заложенная в легшую в основу «Девушек» пьесу Ирины Васильковой, очевидно противостоит всему тому, что писалось для этого театра Вырыпаевым, очевидно.
Про что тут идет речь? Про любовь и бедность, поймавшую в сети всех персонажей этой довольно тяжелой пьесы. С бедностью все очевидно с первого взгляда. Художник Дарья Уфимцева оформила сцену в духе минимализма.
Что же до любви… Две героини — те самые «Девушки в любви» — любить хотят, но — не очень-то умеют.
— Кать, мы счастливы? — спрашивает у своей соседки (Марина Колецкая) героиня Варвара (Яна Енжаева).
— Мгновениями…
Тут все — вот эти самые мгновения, этакие кусочки мозаики, из которых и складывается постановка, полная пустых мечтаний и фантомных чувств.
Девушки пытаются разобраться со своими мужиками (Алексей Мартынов и Алексей Любимов), вот только им бы сначала разобраться с собой. Но хочется ведь все и сразу.
«Все идет своим чередом. Обычная жизнь людей. Никто друг друга не любит», — говорят героини. Но любить-то хочет.
А как? Когда начинается любовь? Почему ожидания все губят? Вот главные вопросы, на которые герои постановки так и не ответят, но попытаются заставить ответить зрителя.
Алиса Кретова дает совет: «Идеальная модель отношений — мне хорошо одному, но я выбираю быть с тобой. Наши герои выбирают быть с кем-то, лишь бы не оставаться наедине сами с собой».
Другими словами, воспринимать тут все следует от противного. Не жить так, как на сцене. Не говорить. Тогда и спасешься.
Это, кстати, и есть главное отличие «Девушек» от вырыпаевских постановок, где каждый персонаж словно бы растворялся в тебе, становился твоей частичкой, тобой самим…
Но когда у бестолковой этой героини Яны Енжаевой вдруг течет по щеке самая настоящая слеза, ты вдруг понимаешь, что хочешь или немедленно сбежать из зрительного зала в свой уютных мирок, или разрушить весь этот мир «Девушек» к чертовой матери. Такая вот шоковая терапия. Но она и правда вправляет мозги.