Магия железных машин и преобразование энергии
Болотной набережной продолжаются работы по преобразованию здания ГЭС-2 в культурное пространство. Курирует его русский фонд «Виктория — искусство быть современным».
В разработанном архбюро Renzo Piano Building Workshop проекте создания музея здание электростанции сохраняется.
— Проект уникальный в том плане, что его полностью делает частный инвестор, а проектируют известнейшие зарубежные архитекторы, — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Как говорят разработчики, они намерены стереть границу между городом и музеем и создать пространство, демонстрирующее открытость и прозрачность. Что касается материалов, архитекторы решили сыграть на контрастах: исторические металлические конструкции дополняет бетон, чтобы четко отделить современное от прошлого.
— Москва сегодня — это площадка для реализации самых смелых и дерзких идей, — признался руководитель Департамента культуры Александр Кибовский. — В данном конкретном проекте мы выиграли дважды. Чтобы сделать музей, нам пришлось закрыть действующую электростанцию, которая обеспечивала энергией Центральный округ Москвы. Вместо нее появилась компактная новая энерготочка с самым современным оборудованием.
Кроме того, мы сохраняем уникальный культурный объект, наполняем его новым смыслом, тем самым обогащая культурную среду этого района.
Напомним, что в ноябре 2009 года зданию ГЭС-2 присвоили статус объекта культурного наследия регионального значения. В конце 2015-го электростанцию вывели из эксплуатации и передали под Академию современного искусства.
Местные жители с одобрением встретили идею. Ведь Центральная электрическая станция городского трамвая (как ранее называлась ГЭС2 Мосэнерго)— неотъемлемая часть истории их района. Она была построена в 1904–1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова. В архитектуре здания использованы элементы неорусского стиля.
В первоначальном виде комплекс сохранялся до конца 1920-х годов. На протяжении XX века облик станции неоднократно менялся: пристраивались новые корпуса, станция утратила декоративное оформление фаса дов и остроконечное завершение башенки с часами. Теперь же все это возродят.
Открытие музея должно состояться в 2018 году.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Антонио Бельведере, партнер архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop:
- Проект ГЭС-2 предусматривает создание пространства для людей. Мы не собираемся делать что-то вычурное, мы хотим, чтобы здание само рассказало свою историю. ГЭС ассоциируется с магией машин, с динамикой. И здание продолжит излучать энергетику, но уже культурную.
Тереза Иароччи Мавика, директор русского фонда «Виктория — искусство быть современным»:
- Музей, в который ты приходишь, чтобы на что-то посмотреть, — устаревшее понятие. Мы же хотим сделать место, в котором молодежь могла бы себя попробовать, проявить.
Куда бы пришел человек, который принципиально не ходит в музеи, и открыл бы что-то новое для себя.