Максим Дунаевский: Культуре пора выйти за пределы Садового кольца
3 февраля в Московском театре оперетты (Тверской район) прошла приемка мюзикла «Сервиз», мелодии к которому на писал Максим Дунаевский. У композитора, отметившего недавно 77-й день рождения, в этом году ожидаются и другие премьеры.
Сейчас Максим Исаакович живет на два дома: один из них — за городом, другой — на юго-западе столицы. Но большую часть жизни он в центре Москвы: у его отца, легендарного композитора Исаака Дунаевского, была квартира в Газетном переулке.
— Максим Исаакович, вы часто переезжали?
— Родился я на Большой Бронной улице. Прожил там лет до шести, а потом папа поменял квартиру. Стали жить тоже в центре, но в Воротниковском переулке. А когда мне было лет десять — нет, одиннадцать — мы переехали на улицу Огарева (теперь это Газетный переулок), в «дом композиторов». Его еще называют «дом ста роялей». Там до сих пор живет часть моих друзей. Оттуда я уехал, только когда у меня появились дети.
— А детям вы показывали места, где когда-то жили?
— Я не столь сентиментален, да и дети мои тоже. Они сейчас сами знаете какие — им не до этого. Да, в этих местах прошли мое детство, отрочество, юность. Но такого, чтобы я там прямо ходил и плакал, нет. Да и мест этих уже практически не существует. Например, дом, в котором я родился, снесен.
— И все-таки наверняка у вас остались в центре Москвы любимые уголки?
— Любимые места определяются тем, где ты учился, где у тебя была любовь. Это Старопименовский переулок, где находилась моя школа, Воротниковский переулок, где была другая моя школа, Леонтьевский переулок, где была еще одна моя школа... Я в трех школах учился. Еще Тверская и Тверской бульвар, окрестности памятника Пушкину — я помню время, когда гулять? он еще стоял на другой стороне (до 1950 года монумент располагался в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. — «МЦ»). Там я гулял, сидел на скамеечках, держал за руку девочек во время первых признаний в любви...
— Папа водил вас куда-нибудь гулять?
— В нашем семейном расписании такого не было никогда. И времени ни у отца не было, ни у матери — они работали как сумасшедшие. А я в это время учился. Гуляли мы сами по себе. Идешь в школу, идешь из школы, на бульварчик с девочкой, куда-нибудь в киношку — вот и все наше тогдашнее времяпрепровождение. Ныне покойный Коля Караченцов, мой друг ближайший, жил буквально рядом со мной, в Брюсовом переулке. И мы частенько ходили друг к другу в гости, а ночью провожали друг друга домой — то он меня, то я его.
— Вы уже семь лет руководите Московской областной филармонией. Что считаете своим главным достижением за это время?
— Достижений много — перечислять не перечислять... Забываются только неудачи. Я думаю, что каждый новый зритель, пришедший на наш концерт, — достижение. Потому что мы исполняем исключительно академическую музыку. Давно уже наступило время выхода культуры за пределы Садового кольца. И я рад, что всячески этому содействую: наша прямая обязанность заниматься не Москвой, а Московской областью. Как вы знаете, все наши советские воспитания классикой ушли в небытие, к сожалению, и сегодня очень трудно людей вырвать из тисков дешевой популярной музыки и перетащить в сторону Моцарта. Тем не менее у нас уже есть свои хиты.
— И какие же это произведения?
— «Хит», если брать настоящее значение этого слова в английском языке, — это что-то очень удачное. Это необязательно песня, ушедшая в народ, — это может быть и целый концерт. У нас хит — Моцарт, на него почемуто ходят люди. В конце прошлого года Московская областная филармония поставила мюзикл «Алиса в Стране Чудес» с песнями Высоцкого — сценическую версию пластинки 1976 года. Трудно было переводить такое прославленное произведение в другой формат? Сократить пришлось всего два или три номера, потому что они затягивали время. Спектакль до сих пор ставился один раз, в Театре Стаса Намина, и прошел незамеченным. Потому что сначала имя Высоцкого было запретным, а потом все как-то замотались, закрутились, стало не до этого... Мы первые, кто вытащил спектакль на поверхность и целиком его сделал усилиями нашей новой молодежной труппы.
— В тексте пластинки и в песнях Высоцкого было много отсылов к советской реальности 1970-х годов. Насколько они понятны современному зрителю?
— Их можно прочитать как аллюзии и на нашу сегодняшнюю жизнь. В том-то и заключена классика, что она всегда современна. Можно было бы, конечно, сделать по-детски, одни приключения, а можно — как Высоцкий, немножко по-другому все, более философски.
— А чем вы нас в ближайшее время... пора-пора-порадуете?
— Ближайшие премьеры — драматический мюзикл «Святая Анна» в Театре Российской армии и музыкальная комедия «Сервиз» в Московском театре оперетты. Я пока не хочу про них говорить: вот когда пойдет реклама, пойдут первые анонсы в СМИ, будет ясно, что это такое. А если вы про песенные шлягеры... Они вряд ли появятся, потому что популярную музыку я с определенного момента перестал писать. Разве что — если песня вырвется из спектакля или кино. Но это вряд ли, потому что сегодня это не формат.