Мама играет на балалайке, папа учит роль
Мама — принцесса, а папа — старичок-боровичок, могут заявить четвероклассники Московской вальдорфской школы имени А.Пинского городской школы № 627.
«МЦ» отправилась в школу, чтобы выяснить: что за телячьи нежности. Все оказалось гораздо серьезнее. В школе несколько лет существует традиция — родители четвертых классов ставят спектакль. Больше всего поразило даже не то, что на сцене обычной школы выстроены профессиональный свет, декорации и костюмы, а что около тридцати родителей играют так, что с открытыми ртами сидят не только их дети, но и посторонние взрослые люди.
Режиссер спектакля, учитель музыки Михаил Стародубцев — абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2008» считает, что такие эксперименты положительно сказываются на успеваемости учеников.
— В образовательном процессе всегда участвуют трое: ребенок, учитель и родитель. Поэтому школа должна принимать не ребенка в отдельности, а семью.
Родительские собрания — это одно, а когда родители взаимодействуют творчески — совсем другое, — говорит он. Сам Стародубцев вместе с несколькими родительницами обеспечивал музыкальное сопровождение: играли на барабанах, тарелках, балалайке.
Спектакль готовили полгода, репетировали после работы, поздними вечерами. — Заметьте, среди нас нет профессиональных актеров, поэтому это преодоление себя, — говорит родитель Владимир Новиков. — Зато как дети гордятся, когда видят своих родителей на сцене.
В вальдорфской школе музыка — один из основных предметов, наравне с русским языком и математикой. В первом классе начинается блок-флейта, со второго добавляется скрипка. Дети постарше учатся играть на виолончели, скрипке, кларнете, флейте. А в возрасте Ромео и Джульетты у них у самих руки тянутся к гитаре.
И даже в старших классах предусмотрен «час искусства», когда ученики играют в ансамбле, поют в хоре. Вполне естественно, что в такой музыкальной школе работает педагог-новатор.
Учитель с консерваторским образованием и более чем тридцатилетним педагогический стажем, который не перестает удивлять. Заглянув на его урок музыки, можно увидеть, что школьники танцуют, смотрят фильмы, разыгрывают сценку или декламируют стихи. А при чем тутмузыка, подумает непосвященный? — Мы на уроках музыки изучаем картины, читаем, разговариваем обо всем на свете, а потом оказывается, что все это связано с музыкой, — объясняет ученица 7-го класса Аня Лившиц. — Я, например, могу показать ребятам короткие видеоролики: голубь в замедленной съемке, горящий огонь, и попросить их выразить эмоции от увиденного с помощью музыкальных инструментов.
— Как-то новая ученица после урока говорит маме: мы весь урок музыки стулья переставляли, — вспоминает Михаил Леонидович. — Тут надо пояснить. У нового кабинета были странные акустические свойства, звук в нем как будто многократно усиливался. И я понял, что если мы не научимся работать с предметами, шум будет мешать. Вот ребята и тренировались переставлять стулья бесшумно.__