Мария Аронова: Мечтала о тонкой талии и длинной косе
Говорят, глаза — зеркало души. Про красоту своих глаз актриса Мария Аронова слышит комплименты всю жизнь.
Сегодня Мария снимается в новом фильме. Всех секретов не раскрывает, но и без этого понятно, что кино будет милым и смешным. Хоть сама артистка называет себя исключительно театральной актрисой (с середины 90-х она бессменно служит в самом сердце Москвы, в Театре имени Вахтангова), в кино Марии всегда найдется отличная роль.
— Мария, ну хоть что-то скажите про новый проект.
— Могу сказать только, что получаю несказанное удовольствие от работы с молодым, но опытным режиссером Алексеем Нужным. И еще я наконец-то встретилась на площадке с Сережей Буруновым, которого искренне люблю. Во-первых, он щукинец (выпускник Театрального института имени Б. Щукина. — «МЦ»), мы из одной семьи с ним, и, конечно, он абсолютное явление.
— Ясно, а что снимаете, сериал?
— Это будет полнометражный фильм.
— А что с театральной жизнью?
— Она ожила ведь после карантина. Выход на сцену после длительного перерыва совершенно неописуем. Ты играешь спектакли, которые знаешь наизусть — хоть ночью разбуди, расскажешь весь текст вместе с мизансценами, но работаешь, как на премьере. Есть фантастическое ощущение новой крови в спектаклях. Это как приехать в город, в котором артистов не было с 1950-х годов. Тебе так рады, каждое твое слово ловят, какое-то абсолютное единение со зрителем.
— Да, зрители и артисты соскучились друг по другу. Вот, кстати, как вы использовали время передышки?
— Я так мало обычно бываю дома, что шестнадцатилетний человек, который формируется и растет в лице моей дочки Серафимы, в большей степени общается со мной по телефону. А тут мы были рядом, бок о бок. Гуляли в садике, у таунхаусов наших. И мы возродили традицию, которую когда-то ввела моя мама, — домашние чтения. Каждый день.
— Вы вслух читали?
— Да, и читала Сима в основном. Когда она уставала, книжку брала я. Мы с ней за это время перечитали всего Ги де Мопассана, четыре тома «Войны и мира», Тургенева, Куприна. Только Федор Михайлович у нас попал на окончание ограничений, и, к сожалению, неприкаянным у нас остался Родион Раскольников.
— У вас много комедийных ролей. Если есть возможность — сыграть роль смешную или драматическую, ваш выбор?
— Трагедии играть легче. Комедия — это самый тяжелый жанр. Буффонадная комедия — вообще космос, по физическим затратам, эмоциональным. Вот представьте, вам грустно, или вы плохо себя чувствуете, или в жизни что-то случилось, а вы пришли в общество. Легче быть грустной или веселой, так, чтобы никто ничего не понял? Что касается драматических ролей, здесь все зависит от материала и режиссера. Я всегда говорю, что я, с моей точки зрения, качественный материал. Но в руках хорошего гончара. Будет плохой гончар, ну будет такой горшок неказистый. Гончар будет грандиозный, значит, и я засверкаю, как тонкий китайский фарфор.
— А вам самой никогда не хотелось выступить в роли режиссера?
— Никогда в жизни. У меня совершенно нет режиссерского таланта. Вот кем бы я могла быть — теоретически, правой рукой талантливого режиссера. Человеком, который продвигает его идею. Но при одном условии — если бы Господь не наградил меня таким темпераментом. У меня полностью отсутствует терпение. Еще я мог ла бы, наверное, быть неплохим педагогом по актерскому мастерству, опять-таки, если бы у меня было хоть немного больше сдержанности.
— Этот темперамент проявляется на работе, дома, или вы все таки стараетесь в рамочках держаться?
С годами я, конечно, становлюсь другим человеком. И окружающие меня люди это замечают. Когда мы юные, заняты только собой — как выглядим, какое произвели впечатление. А чем старше ты становишься, тем шире раскрываются твои глаза, тем лучше слышат твои уши.
— Вы говорили про дочь, Серафиму, интересно, вы строгая мама?
Нет, совсем не строгая. Я мама эмоциональная. Как мне мама всегда говорила — «Старайся говорить тише. Когда ребенок что то такое натворит, на что надо будет обратить внимание, у тебя не останется ключей, способов». Если кричишь постоянно, ребенок начинает тебя воспринимать как технический шум. Скажу вам честно, я достаточно часто перед Симой извиняюсь: в своей усталости, в эмоциях бываю неправа. И она это воспринимает как-то по-взрослому. Никаких обид детских, никакого хамства, только какая-то абсолютно взрослая досада. На несправедливость, невнимание и раздражительность.
Животные, говорят, успокаивают. У вас есть они?
— Спрашиваете! Была бы возможность, у меня дома жили бы и слон, жираф. Не было ни одного дня, чтобы я жила без животных. Сейчас у нас две собаки немолодые, им по 10 лет уже. Шпиц немецкий и английский бульдог. И год назад появились новые жильцы — кошки породы саванна. Это огромные длиннолапые животные, похожие на гепардов. У одного папа — сервал, у другого — камышовый кот.
— Ничего себе, котята! Наверное, дикие и кусаются?
Нет, но они не очень тактильные, конечно, ведут себя так, будто мы у них в гостях, а не они у нас. Они требуют уважения и уважают сами.
— Не могу не спросить: вам, наверное, часто делают комплименты, говорят о красоте глаз?
Да, про глаза мне действительно говорят всю жизнь. Это папин подарок. Если бы у меня таких глаз не было, я, честно говоря, не знаю, чем можно было бы брать. У меня с раннего детства были две мечты — я очень хотела иметь тонкую талию и длинную косу. Ни одного, ни другого! Слава богу, что я актриса, самоутверждаюсь по-другому. Потому что, конечно, когда женщине природа дает красивые волосы — это необыкновенное украшение настоящее, что говорить. Но у меня есть возможность делать свою голову какой угодно.
СПРАВКА
Мария Аронова родилась в Долгопрудном. Окончила Щукинское училище. Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ им. К. С. Станиславского, а также премий «Ника», «Золотой орел» и «Хрустальная Турандот». Широкую известность получила благодаря ролям в сериалах «Клубничка», «Остановка по требованию», «Солдаты» и «Восьмидесятые». Знаковой стала роль командира «батальона смерти» Марии Бочкаревой в фильме «Батальон» Дмитрия Месхиева. Снялась в 85 фильмах.