Опрос

3 декабря отмечается День Неизвестного солдата. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Мария Федосова: Я всегда поддерживаю актеров

Режиссер-постановщик спектакля «Так называемая личная жизнь», заслуженная артистка России Мария Федосова. Фото: Александр Авилов, Агентства городских новостей «Москва»
Режиссер-постановщик спектакля «Так называемая личная жизнь», заслуженная артистка России Мария Федосова. Фото: Александр Авилов, Агентство городских новостей «Москва»
Режиссер-постановщик спектакля «Так называемая личная жизнь», заслуженная артистка России Мария Федосова. Фото: Александр Авилов, Агентство городских новостей «Москва»
Режиссер-постановщик спектакля «Так называемая личная жизнь», заслуженная артистка России Мария Федосова. Фото: Александр Авилов, Агентство городских новостей «Москва»

Недавно в Театре Российской армии состоялась премьера спектакля «Так называемая личная жизнь». Корреспондент «МЦ» узнал у режиссера Марии Федосовой подробности, поговорил о ее режиссерском методе и о том, как можно раскрыть талант студента.

— Мария, спектакль поставлен по повестиКонстантина Симонова «20 дней без войны». Почему вы выбрали это произведение?

— Меня зацепило тихое, не крикливое, проникновенное чувство любви к родине, к стране, которое выражено у Симонова. Конечно, это произведение о человеческих судьбах, о личных историях на фоне войны. В трилогии «Так называемая личная жизнь», вторая часть которой — «20 дней без войны» сама война становится предлагаемым обстоятельством. В повести даже действие идет в тылу. Мне был симпатичен главный герой, корреспондент Лопатин (в спектакле его играет Андрей Кайков. — «МЦ») — его внимание к жизни, наблюдение за людьми, преодоление собственных бед.

— Что нового открыли для себя в творчестве писателя?

— Проза Константина Симонова очаровывает своей гармоничной простотой. В повести нет громких фраз, преувеличений. Эта трилогия захватила меня и не отпускала, я не могла расстаться с героями. Симонов особенно раскрывает тему войны — он смел, откровенен, не приукрашивает и не прилизывает реальность, а ищет ответы.

Актеры Андрей Кайков (слева) и Алексей Захаров в роли режиссера Виссариона. Фото: Александр Авилов, Агентства городских новостей «Москва»
Актеры Андрей Кайков (слева) и Алексей Захаров в роли режиссера Виссариона. Фото: Александр Авилов, Агентства городских новостей «Москва»

— Обращались ли вы к экранизации, где главные роли играли Юрий Никулин и Людмила Гурченко?

— Я специально не освежала в памяти кино и посмотрела его уже на этапе «сборки» спектакля, когда все уже сложилось. Получила невероятное удовольствие, ощущение чистоты и честности от этого фильма. Всем известно, что это кино — великое произведение. Мне нравится иконописная строгость, сухость, которая есть в фильме. Многие вещи можно показать только в кинематографе, за счет длинного кадра и так далее. Но тем не менее сценарий, который Герман пива, отличается от повести.

— Ваш спектакль ближе к тексту?

— Когда мы с артистами определяли жанр, я сказала, что это «документальная поэма». Документ как способ зарисовки жизни, иногда даже хроника. А поэма — потому что в повести есть поэзия.

Мне дорога у нас одна сцена... Лопатин оказывается среди своих воспоминаний, в которых личное перемежается с тем, что он пережил на фронте... И на фоне войны он порой даже стыдится собственных переживаний, загоняет их в угол. И тут он встречает женщину, с ее сложной судьбой, неоднозначностью, и между ними происходит эта сцена, снежной ночью в Ташкенте, когда время остановилось и за одну ночь они будто прожили целую жизнь. В фильме это сделано по-другому, но очень точно и очень узнаваемо. Но мне хотелось, чтобы посреди Ташкента, где живут эвакуированные, появилось ощущение чуда, пошел снег и время остановилось. И когда Лопатин едет в поезде в Тбилиси, он вспоминает эту ночь, и там есть такая фраза: «Он был ошеломлен свалившимся на него счастьем». Мне очень хотелось это передать.

— Продолжаете работать со студентами?

— Сейчас преподаю на трех курсах. В Щепкинском преподаю на курсе Владимира Драгунова, режиссера Малого театра, а во ВГИКе — на курсе Владимира Фокина, кинорежиссера.

— Работаете ли как актриса?

Актеры Анастасия Бусыгина в роли жены Ксении и Андрей Кайков в роли Лопатина. Фото: Александр Авилов, Агентство городских новостей «Москва»
Актеры Анастасия Бусыгина в роли жены Ксении и Андрей Кайков в роли Лопатина. Фото: Александр Авилов, Агентство городских новостей «Москва»

— Я не отказываюсь от кино и театра, если материал интересен. Но, конечно, фокус внимания переместился в сферу режиссерской работы, когда я сама полностью отвечаю за спектакль. Когда ты актриса, отвечаешь только за себя, и это ни в какое сравнение для меня не идет с работой режиссера и педагога. В этом случае ты ведь берешь ответственность за других людей, за целое дело.

— Как ваш опыт актрисы повлиял на ваш метод, как режиссера?

— Благодаря тому, что я сама прошла актерскую школу, играла много главных ролей, у меня появилось понимание, насколько актер, как любой другой человек, внутренне трепетен и раним. Я стараюсь всегда найти поддерживающий механизм для актера. У некоторых режиссеров подход провоцирующий, и это тоже имеет место быть, когда нужен актерский протест. Но это не мой путь. Мне важна теплая атмосфера, в которой вынашивается совместное дитя. Так что я всегда создаю команду, добиваясь единства с артистами. Еще я знаю, что даже небольшое дарование, даже скромных данных актер или студент, если в него верить и его «отогревать», начинает делать удивительные вещи и, неожиданно для себя, раскрывается. Я уже не говорю про талантливых людей!

 

СПРАВКА 

Мария Федосова родилась 9 августа 1978 года. В 1999 году окончила ВТУ им. Щепкина. С 1999 года работает в театре «Содружество актеров Таганки». С 2002 по 2004 год училась в Лаборатории Анатолия Васильева при театре «Школа драматического искусства». Преподает в Высшем театральном училище им. Щепкина (мастерская В. Н. Драгунова) и во ВГИКе имени Герасимова (мастерская В. П. Фокина) Заслуженная артистка Российской Федерации (2018).

Новости партнеров