Марлен Хуциев: Не надо продолжать мои истории, снимайте свои фильмы
Классик отечественного кино Марлен Хуциев встретился с почитателями своего творчества в Третьяковской галерее. Сейчас мастер завершает работу над фильмом «Невечерняя», в котором рассуждает о том, что будет с человечеством дальше.
Новый фильм — о двух встречах Льва Толстого и Антона Чехова. Но режиссер признается, что его картины всегда нечто большее, чем та история, которую он рассказывает…
— Чехов и Толстой встречались дважды. И оба раза они говорили о жизни и смерти, о том, что будет с человеком дальше. Об этом — и мой фильм.
— Прошло 100 лет с Октябрьской революции. А каково ваше отношение к советской власти?
— Мой отец был революционером с дореволюционным стажем, погиб в репрессии 1937 года. Поэтому мое отношение к историческим событиям, той же Октябрьской революции, в течение жизни менялось. Все, что понял сегодня: революции 1917 года — не случайность, а историческая необходимость. Мне не нравится, когда происходит бесконечное ковырянье ран нашей истории, когда все наши заслуги выставляются в черном свете. Нельзя отнимать у страны ее славу.
— А что больше всего вам не нравится в современном кинематографе?
— Раздражает целенаправленное желание снять кино, которое бы побеждало на фестивалях и было бы модным, креативным. В этом желании есть что-то рабское… В мое молодое время кино было событием, которое ждали, поддерживали, воспевали. И только иногда — запрещали, как это произошло с моим фильмом «Застава Ильича». Михаил Ромм, посмотрев «Заставу», сказал мне тогда: «Марлен, вы оправдали свою жизнь!»
— А как вы пришли в кино?
— Моя любовь к кинематографу началась с фильма «Чапаев». Я был так очарован, что впервые в своей жизни сказал: «Боже, вот это характеры, вот это актеры, вот это полотно!» После окончания школы я поступал в Тбилиси в Академию художеств. Мечтал стать живописцем. Но меня не приняли... Дома мама — актриса — позвонила знакомым на Тбилисскую киностудию, и меня приняли рабочим. Работая там, решил стать режиссером. Пять суток ехал в Москву!
— Марлен Мартынович, вы родились в Москве и вернулись в родной город спустя 20 лет. Узнали тогда столицу?
— Мгновенно. Сразу нашел дом, где родился. Для меня до сих пор загадка — как я вспомнил этот адрес? Ведь на Маросейке, 7, я только родился, а потом мы переехали на Смоленский бульвар. Но самое удивительное, что соседка — мы жили в коммунальной квартире — мгновенно узнала меня. И разрешила пожить. Видимо, с младенческого возраста я мало изменился…
— А Москва изменилась?
— Конечно, изменилась. Города меняются, а люди, к счастью, остаются прежними. Москву я люблю так сильно, что не объяснить в двух словах. Жить без Москвы не могу.
— Почему тогда отказались снимать ремейк «Весны на Заречной улице»?
— Не надо продолжений и тем более ремейков. Не надо продолжать мои истории — снимайте свои фильмы. Жаль, что ремейк моей картины все же сняли. Разумеется, я не смотрел. Мой принцип — никогда не повторяться. Я даже о своей жизни ни разу не рассказал одинаково. Ведь каждую минуту приходят новые воспоминания и мысли.
СПРАВКА
Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года, в семье коммуниста-революционера Мартына Хуциева (Хуцишвили) и актрисы Нины Утенелишвили. Его кинокарьера началась в 1955 году, когда он начал работать на Одесской киностудии. Там в 1956 году вместе с Феликсом Миронером он снял свой первый полнометражный фильм «Весна на Заречной улице. С тех пор каждый фильм Хуциева становился настоящим событием.