Опрос

Памятник Петру Великому на стрелке Москвы-реки открыли 5 сентября 1997 года. Знаете ли Вы общую высоту одного из самых больших скульптурных памятников России?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Мастерская отмечает юбилей

Специалисты реставрационной мастерской Музея имениАндрея Рублева используют в работе скальпели толщиной не большешвейной иглы, чтобыудалить слой прописей на предметах. Фото предоставили в пресс-службе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Специалисты реставрационной мастерской Музея имени Андрея Рублева используют в работе скальпели толщиной не большешвейной иглы, чтобы удалить слой прописей на предметах. Фото предоставили в пресс-службе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Специалисты реставрационной мастерской Музея имени Андрея Рублева используют в работе скальпели толщиной не большешвейной иглы, чтобы удалить слой прописей на предметах. Фото предоставили в пресс-службе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Специалисты реставрационной мастерской Музея имени Андрея Рублева используют в работе скальпели толщиной не большешвейной иглы, чтобы удалить слой прописей на предметах. Фото предоставили в пресс-службе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева (Таганский район) отмечает круглую дату — 60 лет с момента открытия. К юбилею готовится уникальная выставка, подробности рассказывает «МЦ».

Образованный в 1947 году на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, занятого коммунальными квартирами рабочих завода «Серп и Молот», музей долгие годы не имел приспособленных площадей. Все ценности обители были разграблены еще в 1920-х годах, а постройки монастыря находились в аварийном состоянии. Но сотрудникам музея удалось не только спасти архитектурное наследие монастыря, в котором иноком был сам Андрей Рублев, но и создать коллекцию — сегодня она насчитывает уже более 20 тысяч экспонатов. К юбилейной дате музей планировал представить проект, посвященный семидесятилетней истории своей реставрационной мастерской. Но в планы вмешалась пандемия, и выставку перенесли на октябрь. — В ее экспозицию будут включены не только произведения иконописи, графики, декоративно-прикладного искусства и книги, отреставрированные в музейной мастерской, но и материалы, зафиксировавшие сам процесс их реставрации, — рассказала заведующая реставрационной мастерской музея Ольга Труфанова. — Экспозиция посвящена первым годам существования мастерской, энтузиастам своего дела, работавшим во имя спасения произведений прошлых столетий по вечерам. Второй раздел выставки — это демонстрация наших нынешних возможностей. За прошедшие годы технологии реставрации изменились, а в мастерскую пришли специалисты по различным материалам — не только темперной живописи, в штате теперь есть специалисты по металлу, шитью и тканям, белому камню, графике, старопечатным книгам.

Реставрация одного сантиметра предмета занимает минимум один день

— Всего в мастерской работают 15 человек, есть современное оборудование, — продолжила Ольга Труфанова. — Все мы несем коллективную ответственность за качество реставрации, специально созданный совет решает, как провести работы по каждому памятнику. Главный наш девиз — «не навреди». Реставраторы работают как опытнейшие хирурги, имеющие дело с самыми тонкими тканями. В команде мастерской становится все больше молодых специалистов. Главный хранитель Оксана Смирнова поясняет, что реставраторы также изучают химический состав, материалы — Всего в мастерской работают 15 человек, есть современное оборудование, — продолжила Ольга Труфанова. — Все мы несем коллективную ответственность за качество реставрации, специально созданный совет решает, как провести работы по каждому памятнику. Главный наш девиз — «не навреди». Реставраторы работают как опытнейшие хирурги, имеющие дело с самыми тонкими тканями. В команде мастерской становится все больше молодых специалистов. Главный хранитель Оксана Смирнова поясняет, что реставраторы также изучают химический состав, материалы.

18 сентября 2020 года. Реставратор предметов декоративно - прикладного искусства Анатолий Ларионов выполняет сварку разрывов металла. Фото предоставили в пресс-службе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
18 сентября 2020 года. Реставратор предметов декоративно — прикладного искусства Анатолий Ларионов выполняет сварку разрывов металла. Фото предоставили в пресс-службе Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

— Всего в мастерской работают 15 человек, есть современное оборудование, — продолжила Ольга Труфанова. — Все мы несем коллективную ответственность за качество реставрации, специально созданный совет решает, как провести работы по каждому памятнику. Главный наш девиз — «не навреди». Реставраторы работают как опытнейшие хирурги, имеющие дело с самыми тонкими тканями. В команде мастерской становится все больше молодых специалистов. Главный хранитель Оксана Смирнова поясняет, что реставраторы также изучают химический состав, материалы из которых изготовлены памятники. И порой они совершают необычные открытия. Ольга Труфанова рассказала об уникальной работе над иконой Преображения Господня 1868 года, под которой обнаружился слой с изображением распятия Христова с Богоматерью, датированный концом XVI века. Икона поступила в музей из Кемского монастыря. — Из этого же монастыря получили другую икону 1886 года. На рентгене увидели второй слой XVII века, на котором был изображен один из библейских пророков. Но он был развернут в другую сторону, — продолжила заведующая мастерской. И хотя технологии позволяют «расслоить» два изображения, есть важный момент: необходимо наличие промежуточного слоя между ними. Только тогда кропотливый труд реставратора будет уместен. В противном случае слой может быть поврежден. Подобные тонкости реставрационного процесса будут показаны на выставке. О сложности их работы позволяет судить хотя бы тот факт, что реставрация одного сантиметра иконы занимает минимум один день. А в руках реставраторов — скальпели толщиной не больше швейной иглы. Другим сложным процессом можно назвать процесс реставрации шитья и тканей. — Специалисты по ткани — редкая профессия, и нам повезло, что реставратор такого профиля есть у нас, — отметила Ольга Труфанова. — Светлана Королькова делает ювелирную работу. Переносит образцы ткани, прокрашивает газовые материи, а в ее арсенале — лупы и редкие иглы. Любая малейшая ошибка может стать фатальной. Кропотливая работа и у реставратора по металлу. Окислы, загрязнения портят памятник. Задача специалиста — остановить разрушительный процесс. — Не всегда, к примеру, можно сохранить патину, — пояснила Ольга Труфанова. — Она как раз может приводить к разрушениям металлов. Убрав ее, можем получить блеск металла и камней, будто изделие сделано вчера. Но не всегда в таком виде памятник до нас доходит. Добавление деталей или попытка сделать памятник внешне новее, освежив его, не входит в задачи музейного реставратора. Важно сохранить его таким, каким он дошел до наших дней.

КСТАТИ

К 21 сентября 1960 года был отреставрирован древнейший храм Москвы — Спасский собор — подлинная белокаменная жемчужина начала XV века. На его ступенях и состоялось открытие музея, приуроченное к объявленному ЮНЕСКО празднованию 600-летнего юбилея Андрея Рублева. К этому же времени были частично восстановлены основные здания и сооружения бывшего монастыря.

Новости партнеров