Мастерская отмечает юбилей
Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева (Таганский район) отмечает круглую дату — 60 лет с момента открытия. К юбилею готовится уникальная выставка, подробности рассказывает «МЦ».
Образованный в 1947 году на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря, занятого коммунальными квартирами рабочих завода «Серп и Молот», музей долгие годы не имел приспособленных площадей. Все ценности обители были разграблены еще в 1920-х годах, а постройки монастыря находились в аварийном состоянии. Но сотрудникам музея удалось не только спасти архитектурное наследие монастыря, в котором иноком был сам Андрей Рублев, но и создать коллекцию — сегодня она насчитывает уже более 20 тысяч экспонатов. К юбилейной дате музей планировал представить проект, посвященный семидесятилетней истории своей реставрационной мастерской. Но в планы вмешалась пандемия, и выставку перенесли на октябрь. — В ее экспозицию будут включены не только произведения иконописи, графики, декоративно-прикладного искусства и книги, отреставрированные в музейной мастерской, но и материалы, зафиксировавшие сам процесс их реставрации, — рассказала заведующая реставрационной мастерской музея Ольга Труфанова. — Экспозиция посвящена первым годам существования мастерской, энтузиастам своего дела, работавшим во имя спасения произведений прошлых столетий по вечерам. Второй раздел выставки — это демонстрация наших нынешних возможностей. За прошедшие годы технологии реставрации изменились, а в мастерскую пришли специалисты по различным материалам — не только темперной живописи, в штате теперь есть специалисты по металлу, шитью и тканям, белому камню, графике, старопечатным книгам.
Реставрация одного сантиметра предмета занимает минимум один день
— Всего в мастерской работают 15 человек, есть современное оборудование, — продолжила Ольга Труфанова. — Все мы несем коллективную ответственность за качество реставрации, специально созданный совет решает, как провести работы по каждому памятнику. Главный наш девиз — «не навреди». Реставраторы работают как опытнейшие хирурги, имеющие дело с самыми тонкими тканями. В команде мастерской становится все больше молодых специалистов. Главный хранитель Оксана Смирнова поясняет, что реставраторы также изучают химический состав, материалы — Всего в мастерской работают 15 человек, есть современное оборудование, — продолжила Ольга Труфанова. — Все мы несем коллективную ответственность за качество реставрации, специально созданный совет решает, как провести работы по каждому памятнику. Главный наш девиз — «не навреди». Реставраторы работают как опытнейшие хирурги, имеющие дело с самыми тонкими тканями. В команде мастерской становится все больше молодых специалистов. Главный хранитель Оксана Смирнова поясняет, что реставраторы также изучают химический состав, материалы.
— Всего в мастерской работают 15 человек, есть современное оборудование, — продолжила Ольга Труфанова. — Все мы несем коллективную ответственность за качество реставрации, специально созданный совет решает, как провести работы по каждому памятнику. Главный наш девиз — «не навреди». Реставраторы работают как опытнейшие хирурги, имеющие дело с самыми тонкими тканями. В команде мастерской становится все больше молодых специалистов. Главный хранитель Оксана Смирнова поясняет, что реставраторы также изучают химический состав, материалы из которых изготовлены памятники. И порой они совершают необычные открытия. Ольга Труфанова рассказала об уникальной работе над иконой Преображения Господня 1868 года, под которой обнаружился слой с изображением распятия Христова с Богоматерью, датированный концом XVI века. Икона поступила в музей из Кемского монастыря. — Из этого же монастыря получили другую икону 1886 года. На рентгене увидели второй слой XVII века, на котором был изображен один из библейских пророков. Но он был развернут в другую сторону, — продолжила заведующая мастерской. И хотя технологии позволяют «расслоить» два изображения, есть важный момент: необходимо наличие промежуточного слоя между ними. Только тогда кропотливый труд реставратора будет уместен. В противном случае слой может быть поврежден. Подобные тонкости реставрационного процесса будут показаны на выставке. О сложности их работы позволяет судить хотя бы тот факт, что реставрация одного сантиметра иконы занимает минимум один день. А в руках реставраторов — скальпели толщиной не больше швейной иглы. Другим сложным процессом можно назвать процесс реставрации шитья и тканей. — Специалисты по ткани — редкая профессия, и нам повезло, что реставратор такого профиля есть у нас, — отметила Ольга Труфанова. — Светлана Королькова делает ювелирную работу. Переносит образцы ткани, прокрашивает газовые материи, а в ее арсенале — лупы и редкие иглы. Любая малейшая ошибка может стать фатальной. Кропотливая работа и у реставратора по металлу. Окислы, загрязнения портят памятник. Задача специалиста — остановить разрушительный процесс. — Не всегда, к примеру, можно сохранить патину, — пояснила Ольга Труфанова. — Она как раз может приводить к разрушениям металлов. Убрав ее, можем получить блеск металла и камней, будто изделие сделано вчера. Но не всегда в таком виде памятник до нас доходит. Добавление деталей или попытка сделать памятник внешне новее, освежив его, не входит в задачи музейного реставратора. Важно сохранить его таким, каким он дошел до наших дней.
КСТАТИ
К 21 сентября 1960 года был отреставрирован древнейший храм Москвы — Спасский собор — подлинная белокаменная жемчужина начала XV века. На его ступенях и состоялось открытие музея, приуроченное к объявленному ЮНЕСКО празднованию 600-летнего юбилея Андрея Рублева. К этому же времени были частично восстановлены основные здания и сооружения бывшего монастыря.