Опрос

1 октября 2007 года состоялась церемония передачи Дома Пашкова Российской государственной библиотеке. Знаете ли Вы, кем было спроектировано здание?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Симфоническим оркестром дирижирует клоун Мелвин

NECH9762

Самый неугомонный дирижер в мире посетил Москву. Норвежский музыкант и клоун Мелвин Тикс (он же Питер Вабог) не приемлет шаблонов. Его выступления — это территория свободы. Зрители могут петь, играть на инструментах и даже дирижировать симфоническим оркестром. Артист поговорил с корреспондентом «МЦ» о кумирах, взаимоотношениях с оркестром и русской публике.

— Как возникла идея совместить роли клоуна и дирижера?

— Я играл на валторне в норвежском Симфоническом оркестре Ставангера, а в свободное время показывал фокусы, выступал как клоун на днях рождения и вечеринках. Однажды один из моих коллег, который участвовал в семейном концерте, предложил присоединиться к нему. Я сказал: «Ок!» Но мне было не интересно просто выйти на сцену, показать фокусы, я добавил в выступление музыкальный номер: написал пьесу «Цирковая полька» для оркестра. Играл на валторне в образе клоуна. Первый концерт прошел весьма успешно.

— А как вы создавали сценический образ — костюм, грим?

— После первого выступления я решил развивать свой самодельный клоунский образ и пошел в городской театр в Ставангере. Пообщался с гримером, попросил совета. Показал свой рисунок, образ клоуна. Гример сделал мне грим и парик. Получилось хорошо, но не совсем то, что нужно. Помню, обратился за помощью к жене друга, которая работает дизайнером по костюмам в театре города Осло. Она очень помогла. А дальше в течение нескольких лет я дорабатывал грим. Поначалу, он был очень сложным, но сейчас, я могу полностью одеться и накраситься всего за восемь минут.

— Концертные выступления отнимают много энергии. Как вы восстанавливаете силы?

— Встаю с утра и бегу в лес. Вот так я восстанавливаюсь. Вообще, много тренируюсь, пробегаю по 18 километров, участвую в гонках. Еще пять-шесть лет назад у меня были проблемы с сердцем, грозил диабет и я ходил по врачам. Нужно было решить, оставаться ли мне таким и дальше или что-то кардинально изменить. Поэтому я занялся спортом, решил измениться.

— Мелвин, а какой вы на репетициях? Строгий дирижер?

— Да, я стараюсь быть строгим. Но при этом я простой музыкант. В оркестре это понимают и говорят: «Он — один из нас». Я вижу это на лицах и чувствую, что коллеги ко мне хорошо относятся. Иногда даже концертмейстер кивает головой, молодец, мол.

Но быть музыкантом в любом оркестре мира — это очень тяжелый труд. Я слышал, что «Русская филармония» репетирует с утра, потом концерт, и еще очередная репетиция вечером. Колоссальное напряжение. Но зритель видеть этого не должен, нужно играть в свое удовольствие и улыбаться детям. После наших концертов малыши говорят: «Играть на музыкальных инструментах — это так весело!». Они начинают слушать симфоническую музыку и сами хотят освоить музыкальные инструменты.

— Насколько сложно бывает удерживать внимание зала? Обычно на ваших концертах много детей.

— Нет, это нетрудно. Правда, иногда приходится вежливо просить детей отойти от сцены и сесть обратно на места. Но вообще, настойчивому вниманию детей я даже рад, потому что концерт должен быть живым.

— Чем отличается публика в России от зрителей других стран?

— Люди здесь, идя на концерт, наряжаются. Мальчики надевают костюмы, галстуки, девочки — платья и какие-нибудь маленькие шляпки. Все это так умилительно! Ни в одной другой стране нет традиции ходить нарядным в цирк или театр.

— Клоун это очень позитивный и озорной образ. А какой вы в обычной жизни?

— Я занимаюсь бизнесом по продаже надувных шаров вместе с женой. Предприятие хорошо развивается, поэтому я очень занят и даже не остается времени на путешествия. У меня есть сын, он профессиональный барабанщик, моя дочь работает администратором в театре. Они оба тоже задействованы в нашем бизнесе.

— Мелвин, вы управляете симфоническим оркестром. А какую музыку вы любите слушать вне работы, например, дома или в машине?

— Иногда включаю джаз. Люблю слушать Стравинского, Шостаковича.

— Посещаете классические концерты?

— Да, время от времени.

— А поп-музыка?

— Иногда что-то из популярной музыки можно назвать «славным». Но большинство песен сделаны на компьютере, это просто звуки. Для меня хорошая музыка идет от сердца.

— Как бы вы отреагировали, если бы кто-то решил пойти по вашим стопам и перенял идею клоуна-дирижера?

— Если все в точности, мне бы не понравилось. Копия — это артист, который никогда не станет настоящим. Это если я бы попытался скопировать российского клоуна Славу Полунина. А если только идею – пожалуйста, но вообще, я думаю, что это очень сложно копировать кого-то.

— Последний, праздничный вопрос. Скоро Новый год и Рождество. Как вы планируете отметить ?

— Дома с женой. У нас будет рождественский ужин. Отпразднуем в спокойной обстановке. Очень-очень спокойное Рождество может быть по-своему очаровательным.

 

 

Новости партнеров