Между космосом и искусственным интеллектом
Всероссийская олимпиада школьников по французскому языку завершилась триумфом для московских ребят. Призерами стали ученики школы № 2107: девятиклассница Маргарита Устинова, а также десятиклассники Мария Близнюк и Федор Королюк. А абсолютную победу одержала Дарья Курганская из школы № 1231. Корреспондент «МЦ» поздравила одиннадцатиклассницу и узнала, как современные школьники умудряются все успевать.
Французский язык Дарья учит с первого класса, а в олимпиадах начала участвовать два года назад. В прошлом году она стала призером и в этом ехала с мыслью, что должна вернуться домой победителем.
— Даша, как ты готовилась к олимпиаде?
— Я решала пробники и задания прошлых лет, ходила на интенсивы от команды Москвы. Сама читала много научных статей на французском — про космос и искусственный интеллект.
— Тяжело тебе пришлось в финале?
— Ну уж точно не легко. Финальный этап проходил в Нижнем Новгороде. Наша московская команда оказалась самой многочисленной — приехали более 50 человек. В первый день мы сдавали понимание письменных и устных текстов, лексико-грамматический тест и писали письмо. Во второй день была устная часть. Обычно мы описываем в течение четырех-пяти минут какую-то картинку или рассуждаем на заданную тему. В этом году немного изменили формат, и мне вместо обычной картинки досталась иконографика. Честно говоря, после первого дня я утешала себя, что и призером быть неплохо. Боялась, так как некоторые задания были непривычными.
— А когда узнали результаты?
— Там же, в Нижнем Новгороде. Сразу после письменной части идет разбор работ. Озвучивают правильные ответы, и ты самостоятельно можешь прикинуть, сколько баллов набрал. Заодно можно уточнить детали — так как письменная часть оценивается субъективно, многие подают заявку на апелляцию и в итоге повышают баллы. Мне, к счастью, этого даже не потребовалось. А результаты устной части вывесили поздно ночью. Нервничала: знала, что в призеры попаду, но хотелось стать абсолютным победителем.
— Ты часто участвуешь в подобных соревнованиях?
— В этом году я готовилась только ко Всероссийской олимпиаде. В каждой олимпиаде свои задания, критерии и особенности, к которым надо приспосабливаться. Я решила не рисковать. В прошлом году принимала участие в «Высшей пробе» (олимпиада НИУ ВШЭ), но там большая часть вопросов была по картинкам. Помню ощущение, что я пришла на историю искусств, а не на французский язык.
— Победа во всероссийских интеллектуальных состязаниях открывает двери в ведущие вузы страны. Ты для себя уже решила, куда будешь поступать?
— Я еще не думала об этом. Не уверена, что буду использовать олимпиаду для поступления. Я планирую сдавать информатику и профильную математику в ЕГЭ. Если говорить о будущей работе — задумываюсь о карьере программиста. Сейчас дополнительно учу английский и испанский.
— В олимпиаде по информатике тоже участвовала?
— Это не совсем мой профиль. Мне нравится работать над искусственным интеллектом. У меня уже есть команда — не школьная, просто собрались те, кто заприметил друг друга на профильных конкурсах. Мы работаем вместе, подаем заявки на участие в различных конференциях и слетах. Должны были поехать в Образовательный центр «Сириус», но началась пандемия коронавируса… Сейчас изучаю НЛП — нейролингвистическое программирование. Это как раз что-то среднее между IT и лингвистикой и хорошо мне подходит. Еще я увлекаюсь ракетостроением. Вообще у меня три любимых направления: языки, программирование, космос.
— Поделись секретом: как ты совмещаешь подготовку к олимпиаде и Единому государственному экзамену?
— Все это время я готовилась к олимпиаде, и теперь, когда моя главная цель — победа — достигнута, начну готовиться к Единому госэкзамену. Тем, у кого олимпиада и направление по ЕГЭ совпадают, вообще повезло, потому что экзамен гораздо легче.
— Успеешь?
— Не думаю, что это большая проблема. ЕГЭ по сути своей — такая же олимпиада, только другого уровня. Тоже есть определенные типы заданий, и, если правильно заниматься, можно довольно быстро и хорошо подготовиться.