Между плотью и душой: пять шедевров Джованни Бернини
Ведущей фигурой в становлении римского и итальянского барокко можно по праву считать скульптора и архитектора XVII века Джованни Лоренцо Бернини. 7 декабря исполняется 421 год со дня рождения мастера, сумевшего превратить глыбы мрамора в «дышащие» фигуры.
Популярность к Джованни Бернини пришла в возрасте восьми лет, после наброска головы Святого Петра. Тогда мальчика назвали «вторым Микеланджело». А на семнадцатом году жизни Бернини создал первый шедевр — «Мученичество святого Лаврентия» (1614-1615).
Покровитель поваров (по странной христианской иронии) был приговорен к сожжению заживо. Во время казни он почувствовал запах собственной плоти и с улыбкой обратился к карателям: «Ребята, переверните меня. С этой стороны я уже поджарился». Именно этот момент запечатлел Бернини.
Никому прежде не удавалось передать юмор, рожденный в страданиях. Мученичество святого Лаврентия самое пронзительное, трагичное и одновременно жизнелюбивое произведение в истории искусства.
Над следующим произведением — «Похищение Прозерпины» (1621-1622) — работал уже не мальчик, а молодой мужчина, познавший страсть. Богиня подземного царства вздымает, пытается вырваться из объятий Плутона. Однако он крепко и бережно держит беглянку. Скульптор мастерки изобразил пальцы Плутона и юную плоть Прозерпины.
Композицию «Аполлон и Дафна» (1622-1625) ваятель закончил в возрасте 26 лет. Она позволила Бернини быть причисленным к величайшим творцам, поскольку техника пойманного момента достигает в его творении совершенства.
Согласно мифу, Аполлон решил овладеть нимфой, но она обратилась с мольбой к богам. Ее услышали и превратили в дерево. И это символично. Страсть, умирая, всегда превращается в бревно. Бернини сумел поймать и изобразить в камне этот момент.
Он был настоящим поклонником страсти, любил жизнь и женщин. Наверное, поэтому работы «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (1671-1674) и «Экстаз Святой Терезы» (1647-1652) имели оглушительный успех. Монахини совсем не похожи на затворниц. Посмотрев на лица молодых женщин, мы понимаем, какое буйство чувств происходит под рясами.
Скульптор потрясающе изобразил плотские наслаждения и духовные откровения. В композиции «Экстаз Святой Терезы» стоит отметить руку ангела, нежно поправляющую одежду монахини. Этот момент показывает выражение любви. Настоящее единение души и тела — это тайна, которая навсегда будет скрыта от зрителя.
Джованни Лоренцо Бернини мечтал поймать почти неуловимые для глаз моменты, высочайшее эмоциональное напряжение. И ему это, безусловно, удалось.
Он сумел создать из мертвого и холодного камня настолько живые и пронзительные изображения. Скульптуры, которые никогда не перестанут будоражить сознание зрителей своим чувственным накалом.