Михаил Алешин: Даже профессиональным гонщикам есть чему поучиться на дорогах
В новом году россиян, претендующих на получение водительских прав, ждут новые трудности. Уже подготовлены соответствующие поправки в правила сдачи экзаменов. Отныне, чтобы получить ламинированный кусок картона, придется как следует подготовиться как в теории, так и на практике. А после – доказать инспектору, что этими навыками ты владеешь в совершенстве. О том, необходимо ли было проводить реформы и усложнять жизнь потенциальным водителям, корреспонденту «Москва.Центр» рассказал пилот программы «SMP Racing», чемпион мировой серии Рено и участник американской гоночной серии «IndyCar» Михаил Алешин.
– Добрый день, Михаил. Вы бы на месте властей тоже повышали требования к сдающим на права?
– Конечно, повышал, вводил бы новые ограничения. России это необходимо. Достаточно просто выйти на улицу и посмотреть, как много на дорогах людей, которые только что получили заветные корочки, но при этом ездят довольно неуверенно. Я бы не стал вводить какие-то дополнительные вопросы или ужесточал бы правила сдачи. Тут проблема, скорее, в практике. Обучаемым необходимо привыкнуть к автомобилю, почувствовать его. А пока выходит так, что даже те люди, которые получают водительские права по-честному, проходя через все испытания, увы, к езде по реальным дорогам оказываются не готовы. При этом в школе можно себя показывать как угодно, хорошо учиться, читать справочные материалы. Но это недостаточно. Руль настоящего автомобиля не сможет даже заменить школьный тренажер, от которого совсем другие тактильные ощущения, весьма далекие от реальных условий. А что говорить про тех, кто получил право вождения автомобилем незаконным путем? Все эти люди начинают ездить по дорогам общего пользования и в первые два – три месяца создают весьма серьезные аварийные ситуации. Я считаю, что людей нужно учить предвидеть опасную ситуацию, чтобы они знали, как себя нужно вести в гололед, дождь, при возникновении аварии и в другом. Из практики: люди часто ориентируются при движении на впереди идущий автомобиль. Но необходимо следить не только за ним, но и за следующим, чтобы вовремя среагировать при возникновении каких-то непредвиденных обстоятельств. Так что я выступаю за любое разумное ужесточение правил сдачи и норм езды.
– Как наши водители ведут себя на дорогах в сравнении с другими странами?
– Кстати, очень хороший вопрос. Мои заграничные друзья, которые очень часто прилетают в Москву, постоянно обращали мое внимание на это. По дороге из аэропорта они постоянно наблюдают такое количество аварий на дорогах, которое в своих странах видят за год. Сначала я не обращал на это внимание, но потом понял, что они правы. Так что наша страна в этом смысле является рекордсменом. Мы уступаем по этим показателям разве только какому-нибудь Египту. В результате посредственного обучения новоиспеченные автомобилисты оказываются абсолютно неподготовленными к российским реалиям. Из-за этого у них возникает большое количество неприятностей.
– Что можете сказать про культуру вождения?
– Не думаю, что Россия в этом плане выделяется чем-то из других стран. Однако те люди, которые пытаются доказать свое превосходство на дороге перед теми, кто еще только учится вождению, на мой взгляд, обладают какими-то психическими расстройствами. Наверное, у них есть какие-то комплексы неполноценности. Но это не должно касаться окружающих. Тем более эти неустойчивые люди сами когда-то были учениками автошкол. Кому и что в этом плане они хотят доказать? Не знаю. Но и не думаю, что какая-то назревшая проблема, которую необходимо решать. Все-таки все мы когда-то учились вождению. Я даже по секрету скажу вам, что я, как профессиональный гонщик, тоже столкнулся с трудностями при обучении вождению в городских условиях. Движение по дорогам общего пользования, несомненно, сильно отличается от спортивных соревнований. Лично у меня первое время вызывало дискомфорт огромное количество других участников движения, за которыми необходимо следить. Вот тут мне и помогла моя профессиональная подготовка. Порой удается избежать каких-то аварийных ситуаций. Благо, я пока не был участником дорожно-транспортных происшествий. А все остальным водителям я хотел бы пожелать поменьше нервничать, спешить куда-то. Хоть и в условиях Москвы это маловероятно. Но если бы все спокойно относились к вождению, были бы внимательны за рулем, количество аварий на улицах снизилось бы в разы.
– Чему вам еще пришлось учиться во время вождения в обычных городских условиях?
– Парковки. В соревнованиях эта проблема просто-напросто отсутствует. В условиях города же это – целое искусство, которое оттачивается годами. Многие из автолюбителей на протяжении долгого времени не могут научиться парковаться, из-за чего страдают другие, а на дорогах появляются пробки. Но избегать каких-то опасных ситуаций, повторюсь, мне помог мой экстремальный опыт вождения. Я ловил автомобиль в гололед, который бросало из стороны в сторону, пытался не попадать в «водяной клин» и прочее.
– Как довести навык вождения до совершенства обычным автолюбителям?
– Пройти курсы экстремального вождения. Их стоимость буквально копеечная, но при этом человек получает практические навыки, которые могут спасти ему жизнь в определенных жизненных условиях. К тому же, курсы вождения – отличный подарок для подруги, девушки или жены на Новый Год. Я вас уверяю, водители после этих курсов меняются в корне, начинают серьезно относиться к вождению. Я бы назвал это жизненной необходимостью, так как ни в каких автошколах подобному не научат. В общем, советую всем обратить внимание на это. Так как эти курсы позволяют не только достичь совершенства в вождении автомобиля, но и понять суть механических процессов, проходящих внутри него.
– Вернемся к процессу обучения. Как вы относитесь к так называемым «ученическим водительским правам», когда кандидату в водители позволяют ездить по определенной городской территории до получения им основного документа?
– Тут, наверное, стоит обратить внимание на возрастной ценз. Такое, например, практикуется в США. Подросткам, достигшим 16-летнего возраста в америке выдают «юношеские права», которые позволяют их владельцу ездить только по одному маршруту, с учебы – домой или какие-нибудь другие вариации. По остальным дорогам им разрешено ездить только при контроле со стороны более профессионального водителя. Родителей или других законных представителей. Но для России это пока неактуально. Нам все же стоит заняться более глобальными вопросами, подойти кардинальным образом к самой сути процесса обучения. Еще раз скажу: больше и больше практики.
– Стоит ли вводить определенные, например, скоростные ограничения для только что севших за руль автомобиля?
– Да, помню предложения, когда водителям со стажем менее 2-х лет запрещалась ездить со скоростью более 70-ти километров в час. Это сложный вопрос, наверное, его надо решать специалистам. Доля чего-то разумного в этом предложении есть, но инициатива достаточно легко реализуемая. То, о чем говорят эти люди, можно ввести хоть завтра. А вот реформировать процесс обучения будут гораздо сложнее. Но и более правильнее, это лично мое мнение. Тогда не придется вводить дополнительные ограничения и повышать штрафы за нарушения.
– Как вы отнеслись к укрупнению автошкол и закрытию более мелких?
– Насколько я знаю, к школам стали предъявлять более серьезные требования. Так, к слову, они должны иметь на своем балансе площадки определенного размера. Лично я выступаю за качество, поэтому, если это мера повысит уровень профессионализма учителей, а как следствие и грамотности обучаемых, почему бы и нет?
– Нужно ли изменять требования, предъявляемые к здоровью потенциального водителя? Стоит ли разрешить получение прав дальтоникам?
– Видимо, существенные проблемы у таких людей могут возникнуть на светофорах. Но, насколько я знаю, все прекрасно понимают, что сверху расположен красный сигнал, а снизу – зеленый. Я бы лучше предложил заняться теми водителями, у которых наблюдаются явные проблемы с психикой. Потому что порой страшно становится смотреть на то, как некоторые умудряются «лихачить» на дорогах. Только очевидно, что подобным агрессивным водителям нормальные люди водить автомобиль бы не дали ни при каких условиях. Поэтому следует выяснять, как подобные психически нестабильные автомобилисты получили права. И принимать меры, если выяснится, что это было сделано с нарушением закона. А проблемой дальтоников пусть займутся врачи. Быть может, мы не знаем нюансов вопроса.
– Многие автомобильные производители начали разработки беспилотного транспорта. Это реальная перспектива ближайшего будущего?
– Я даже уверен, что с течением времени будет полностью запрещено управление автомобилем человеком. Конечно, техника в итоге дойдет до такого уровня развития, что автомобильные аварии с участием автопилотов будут тиражироваться всеми крупными средствами массовой информации, как нечто экстраординарное. Компьютеры не нервничают, не отвлекаются на телефон, не устают и не засыпают. Да, технология перспективная. И как бы мне не хотелось этого, но да, это наше будущее, может быть, не такое близкое, но в последствии это произойдет в любом случае. Именно тогда дорожное движение изменится до неузнаваемости.
Действительно, парламентарии часто высказывают предложения по ужесточению требований, предъявляемых к состоянию здоровья автолюбителей. Но если дальтоникам в России нельзя ездить на автомобиле, то почему им можно пересекать улицу по регулируемым пешеходным переходам со светофорами? Оставим этот вопрос на совести экспертов.