Михаил Грачев во дворе музея «Дом Бурганова». Фото: Алексей Орлов

Михаил Грачев: Все начинается в детстве

Михаил Грачев во дворе музея «Дом Бурганова». Фото: Алексей Орлов
Михаил Грачев во дворе музея «Дом Бурганова». Фото: Алексей Орлов

Большой Афанасьевский «вытекает» из Старого Арбата тихой «речкой» — не идешь по нему, а будто плывешь, рассматривая дома. Я так засмотрелась, что чуть не проскочила мимо нужной двери. Мне сюда, в Дом Бурганова.

Тут даже воздух, мне кажется, иной… В ярком небе летит куда-то белой чайкой полумесяц огромных распростертых рук. И сам двор, тоже будто устремившийся в небо, кружит по своим бесчисленным богатствам, завораживая этим хороводом. Тут повсюду скульптуры и композиции, превращающие пространство в кусочек волшебной сказки. Дом Бурганова — дом-невидимка. Он открыт, доступен, его двери гостеприимно открыты для всех. А с улицы ты и представить не можешь, что увидишь через секунду. Тут особый мир и особое пространство. Одни скульптуры имеют возраст, а другие только создаются. Тут великий мастер (кстати, вот мелькает и он сам, гений, легендарный Александр Бурганов, скульптор с мировым именем) и его опытные уже ученики и работают, и передают свои умения молодым и талантливым ребятам. — Как же хорошо! — бормочу я, и скульптор Михаил Грачев, начальник научно-просветительского отдела Московского государственного музея «Дом Бурганова», согласно кивает.

Работа Михаила Грачева под названием «Весна» . Фото: Ольга Кузьмина
Работа Михаила Грачева под названием «Весна». Фото: Ольга Кузьмина

Чудо «Московской смены»

Времени на разговор у Михаила немного: у него ученики и море дел. Спокойный, хотя и скачут в глазах огоньки-искорки, он очень просто и понятно объясняет при мне юной ваятельнице, в чем ошибка. Девочка-красавица кивает, хмурит брови и сосредоточенно принимается исправлять недочеты. Эх, а там такая красота — ну какие недочеты?! — Это «Московская смена» наша, — объясняет с гордостью Михаил. — Отличная, кстати говоря, придумка. Дети приходят сюда, многому учатся, а в результате у них отношение к самому понятию «музей» меняется, а это важно. Огромную роль в ином восприятии музеев сыграла и история с олимпиадами, инициированная Департаментом культуры города, когда дети посещали музеи, а потом писали об этом. Отличное начинание Согласна. Музеи давно уже не те, что были раньше, но стереотипы, в том числе существующие у родителей, часто мешают молодым понять, что музеи давно уже не ветошь, не плесень и не скука, а классное место, из которого не хочется уходить.

Ах, «Буратино»!

Михаил впервые увидел Москву летом 1985-го — он родился в Гомеле, в Белорусской ССР, когда Советский Союз еще не трещал по швам. — Знаете, Москва превзошла все мои ожидания и детские фантазии, — говорит он. — Прекрасно помню свои первые впечатления. Меня поразило тогда все: огромные размеры, архитектура, площади, парки, музеи, театры, толпы людей... Тогда же я впервые увидел и Старый Арбат. По нему еще ходил транспорт! Ну и кафе «Буратино», конечно... — Ой, помню, а какой там был бульон!.. — С фрикадельками! — Михаил смеется. — Это единственное, пожалуй, чего мне на Арбате сейчас не хватает. Вот за возвращение «Буратино» я бы стоял горой! — А я поддержала бы! — Да, было бы хорошо его вернуть, такая «краска» арбатская была. А Арбат вообще удивительная улица, безотносительно всего. Сколько я потом ни посещал Москву, столько раз приходил сюда. Сейчас живу неподалеку и на работу хожу по Арбату, не уставая им восхищаться. То, что Михаил станет скульптором, стало ясно рано. Он поступил в Строгановку, и под конец учебы ему предложили поработать в Доме Бурганова. Думал ли он, что придет сюда надолго, уже не вспомнить. Но другого места для себя он не представляет. — Это удивительное, атмосферное место. Поразительно, но иногда к нам приходят люди, которые десятки лет жили неподалеку, но понятия не имели, какая у нас тут красота, — говорит Михаил.

Было бы желание

А это работа великого мастера, имя которого носит музей: Александр Бурганов назвал ее «Коммуникация». Фото: Ольга Кузьмина
А это работа великого мастера, имя которого носит музей: Александр Бурганов назвал ее «Коммуникация». Фото: Ольга Кузьмина

В представлении многих общественный советник — это прерогатива людей, умудренных сединами. Ничуть не бывало. И пример Михаила это доказывает. — Общественным советником я стал случайно, лет пять назад. Зашел в управу с каким-то незначительным вопросом, но очень многое за этот визит понял. Ну во всяком случае открыл для себя, что в администрации района работают открытые, отзывчивые люди. И что наши интересы совпадают. Так все и началось, — рассказывает Грачев. — Общественные советники — это эффективно работающий институт общественных отношений между жителями и администрацией района и округа. Связь между представителями власти и жителями позволяет массу вопросов решать быстрее, принимать решения, улучшающие уровень и качество жизни москвичей. Москва — прекрасный город, в котором живут десятки миллионов человек. Для меня очевидно, что каждому вполне по силам сделать что-то хорошее для того места, где живешь. Было бы желание! ...Ах, не поговорить. Михаил снова отвлекается — дети! Да понятно: надо быть перфекционистом, чтобы дорасти до уровня Бурганова. — Ребята с таким удовольствием занимаются творчеством! И очень хорошо, что есть где это делать. У нас все лето работала замечательная детская программа, проводились мастер-классы, пленэры — для взрослых тоже. И участвовали в ней самые обычные жители Арбата, да и москвичи из других районов, — рассказывает Михаил. — Я считаю, что Департамент культуры города выдвинул прекрасную инициативу, предложив закрепить за каждым музеем несколько школ и продвигать таким образом культурные программы по допобразованию. Согласитесь, ведь все начинается с тех мест, книг и событий, которые окружают нас в детстве, — именно они формируют последующую цепь событий, которая потом и ведет вас всю жизнь вперед... Соглашусь. Тут и спорить не о чем!

Новости партнеров