Михаил Лавровский: Работа помогает мне чувствовать себя юным
29 октября легендарному танцовщику, хореографу и педагогу Михаилу Лавровскому исполнилось 80 лет. О своем отношении к современному балету, любви к музыке, спорту и Москве народный артист СССР рассказал «МЦ».
Принимая поздравления с прошедшим юбилеем, Михаил Леонидович признался: столь почтенного возраста он не ощущает абсолютно.
Михаил Леонидович, на какой возраст вы себя чувствуете?
Лет на 20. Молодость, конечно, вспоминаю с теплотой, когда все еще впереди, прекрасное было время… А сейчас мне помогает чувствовать себя юным работа. Как сказал французский ученый-музыковед Ромен Роллан: «Творить — значит убивать смерть». Когда человек что-то создает, он живет новыми эмоциями. И если получается осуществить задуманное хотя бы на 50 процентов, ты уже счастлив.
В день рождения директор Большого театра Владимир Урин вручил вам премию «Золотая маска» за вклад в развитие театрального искусства. Что для вас значит такое признание?
Приятно, когда работу признают труппа, руководство и, конечно, зритель. Большой театр все отлично организовал. Спасибо! В день рождения на Исторической сцене показали балет «Спартак», а на следующий день — «Жизель». В них — одни из моих самых знаковых и любимых партий, которые я когда-то исполнял. Публика приветствовала меня стоя. В течение года и в других городах России будут организованы мероприятия в честь моего юбилея. А 25 ноября в Большом театре должен состояться показ документального фильма «Михаил Лавровский. Продолжение следует...».
Наверняка Большой театр для вас — как первый дом...
И первый, и второй, и третий. Он мой родной. Здесь я практически вырос — с десяти лет. Школа, где обучался, была при театре. Так что с оперой и балетом знаком с юного возраста. А 80 лет пролетели словно один день. В 1956 году труппа Большого театра впервые отправилась на гастроли за рубеж в Лондон. Успех был бешеным. А потом мы покорили весь мир спектаклем «Ромео и Джульетта». Наше искусство стало почти на уровне космонавтов. Таким было отношение. 1960-е годы — расцвет российского балета.
А какой балет вы любите смотреть?
Сюжетный, когда на сцене есть артист. Мы не можем, допустим, передать всю философию Федора Достоевского или Виктора Гюго, но основные моменты нашего творчества связаны с вечной музыкой и любовью. Все это передается через актерское мастерство артистов. Мне нравится понимать сущность произведения и почему режиссер взял того или иного исполнителя.
Современный балет сегодня — он какой?
Сейчас идет очень большое увлечение западным балетом. Мы взяли их модерн, но ни в коем случае нельзя терять свое. А то все может быстро исчезнуть. Ведь дом строится долго, а рушится за одну секунду, и придется восстанавливать его заново. Достоевский, Булгаков, Толстой, Горький — все писали русскими буквами, но каждый — о своем. Так же и в балете. Мы должны уметь правильно исполнять наш классический репертуар. То, что всегда делали лучше всех. За рубежом тоже все начали ставить большие спектакли, как мы, но они не потеряли своего модерна.
На ваш взгляд, балет — элитарное искусство или массовое?
Главное, чтобы он был понятен всем, а не только профессионалам. Так же как и живопись, и музыка. Многие балерины идеально владели техникой, но этим восторгались специалисты, а публика — не всегда. А другие балерины, может, и не блистали техникой, но, скажем так, музыка проходила через их тело, и это было замечательно.
А вы сами какую музыку предпочитаете слушать? Чайковского, Моцарта, обожаю джаз середины и конца XX века. Нравятся и песни из фильма «Брат-2», например в исполнении «БИ-2», «Агата Кристи». Очень талантливые ребята.
Если б не балет, где бы вы могли себя еще проявить?
Выбрал бы спорт или философию. Я увлекался фехтованием и мечтал стать боксером, но у меня слабый нос: первый удар — и на этом бой завершился. Кровь не могли остановить на протяжении часа. Еще я занимался спортивной гимнастикой. Но однажды у меня вылетел мениск, делали операцию. За спортивными событиями продолжаю пристально следить. Спорт чем хорош: в каждом человеке сидит гордыня. А попробуй-ка выйди на стадион и докажи, что ты лучший.
Кстати о спорте: как вам удается оставаться в хорошей форме?
Я занимаюсь зарядкой каждый день. Минимум — 45 минут, максимум — час. Причем выполняю упражнения в довольно интенсивном темпе: либо дома с гантелями и другим инвентарем, либо в тренажерном зале. И когда преподаю артистам Большого театра, показываю различные упражнения. Просто так на стульчике не сижу. А выезжаю на занятия обычно рано — в 7:00–7:30. Урок идет час, и репетиция столько же. Движение — это жизнь!
Есть ли в Москве особенные для вас места?
В первую очередь — Арбат. Я прожил там 23 года возле Театра имени Вахтангова. Это был первый театр, который начал посещать. Я жил в одном доме с замечательным актером Сашей Збруевым. Мама водила меня на спектакли. Я был очарован... А потом стал пешком ходить от Арбата до Большого театра. Вообще, мои любимые места в Москве — Арбат, Неглинка и Кутузовский проспект, где находилась школа. До сих пор отлично помню директора и всех одноклассников. А на Неглинке располагалось мое училище. Сейчас там «живет» ГИТИС. В целом Москва становится краше.
СПРАВКА
Михаил Лавровский родился 29 октября 1941 года в Тбилиси. Был солистом Большого театра до 1987 года. С 2010-го — художественный руководитель Московской государственной академии хореографии. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР, народный артист СССР. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.