Михаил Шапошников: «Музейное дело стало более мультимедийным»
Михаил Шапошников вот уже 25 лет работает в музее Серебряного века — филиале Государственного литературного музея, заведует отделом литературы. Он, историк по образованию, знает все старинные здания и интересные места в Мещанском районе.
У Михаила Шапошникова любопытная родословная. Перебирая архивы, студенту Российского государственного гуманитарного университета удалось разузнать о своих предках много интересного, вплоть до XVI века.
— Род Шапошниковых происходит из Коломны. Но в XVIII веке мои предки перебрались в столицу, — рассказывает Михаил Борисович. — Прапрапрадед Кондратий Карпович был главой общественного управления Москвы в начале 1840-х годов. Прадед Борис Валентинович — художником-авангардистом, который создал музей дворянского быта 1840-х годов в доме Хомякова на Собачьей площадке. Также он был одним из создателей музея-дачи Александра Пушкина в Царском селе.
Михаил Борисович признается, что деятели культуры, которые были в его роду, оказали влияние на выбор жизненного пути.
— В нашем доме всегда были любопытные вещи, книги. С детства я интересовался искусством, историей, — вспоминает Михаил Борисович. — Хоть я и не пошел по театральной стезе, я думаю, в профессии музейного работника много актерского мастерства.
Начало карьеры
После окончания университета Шапошников сразу устроился в Литературный музей и уже в 26 лет занимал должность сотрудника методического отдела. Главное здание музея тогда находилось на Петровке, в палатах Высоко-Петровского монастыря.
— При этом реставрация дома Брюсова в этом районе уже подходила к концу. С июня 1995 года методический отдел был переведен сюда. И я почти 25 лет словно живу в этом музее, — смеется он.
Экспозицию в Доме Брюсова, где располагается музей, впервые представили в 1999 году. И готовили ее сотрудники под руководством Шапошникова четыре года.
— Сначала нас огорчало то, что процесс создания длится так долго, но потом я понял, что это большой плюс. Ведь за четыре года у меня было время все обдумать, и я заранее знал, где какой предмет будет стоять, — говорит Михаил Борисович.
Сейчас, как и 20 лет назад, в задачи Михаила Шапошникова входит организация работы музея. Времена меняются, приходится адаптироваться под современные реалии, чтобы история Серебряного века была интересна каждому поколению.
— Я понимаю, что молодежь не станет слушать неторопливые рассказы экскурсовода, приходится добавлять больше динамики, чтобы увлечь слушателей. Вообще, музейное дело стало более мультимедийным и есть возможность показать больше. Например, в залах можно поставить экран с кадрами прошлой эпохи, я такое видел в музее Испании, — говорит Михаил Борисович. — Вот и у нас многое остается за кадром. Но, возможно, в будущем здесь можно будет полистать старые журналы, увидеть больше книг и картин Брюсова, но в электронном виде.
Архитектурные памятники района
Михаил Шапошников, как и в молодости, продолжает с азартом изучать историю. И родной Мещанский район считает интересным из-за памятников архитектуры.
— Пройдитесь от здания музея Серебряного века до музея Достоевского, и вы увидите несколько любопытных особняков, — рассказывает Михаил Шапошников. — Рекомендую обратить внимание на дом Кузнецовых, знаменитых фарфорозаводчиков, и на Дом Луки Долгова, спроектированный Василием Баженовым в XVIII веке — он до сих пор сохранился, там сейчас находится Мещанский отдел загс.
Сам герой любит гулять по Ботаническому саду МГУ и по Проспекту Мира, где раньше была 2-я (с 1966 года — улица Гиляровского) и 3-я Мещанская (с 1962 года — улица Щепкина). Именно там сохранилось наибольшее количество исторических зданий. За 25 лет работы в музее Михаил Борисович видел, как с каждым годом меняется район.
— Когда мы только сюда переехали, Ботанический сад был полностью заброшен и закрыт. Зато сейчас там просто замечательно. Иногда летом хочется отдохнуть от пыльной Москвы и попасть на природу. Приходишь туда и словно в оазис попадаешь, — рассказывает Михаил Шапошников.
Там, где жил поэт
Достойно внимания и здание музея Серебряного века на проспекте Мира. До 1957 года здесь проходила 1-я Мещанская улица. Особняк, который спроектировал архитектор Владимир Чагин в стиле модерн, принадлежал Баевым — три брата были известными московскими купцами и меценатами. Иван-младший Баев, владелец особняка, очень любил литературу. Он посещал заседания московского литературно-художественного кружка, председателем которого был Валерий Брюсов. Поэт, один из основоположников русского символизма, искал жилье, и купец предложил ему снимать первый этаж своего дома.
— Брюсов занимал четыре комнаты, самая большая — его кабинет, где мы сейчас находимся. Через некоторое время москвичи стали называть дом Баева домом Брюсова, что расстраивало хозяина, — улыбается Михаил Борисович.
Когда готовилась экспозиция в музее, сотрудники по архивным снимкам воспроизвели обстановку комнат Брюсова. Правда, есть некоторые несоответствия с теми временами. В 1950-е годы был уничтожен палисадник перед домом Брюсова. А это, по словам Шапошникова, влияет на историческую достоверность.
— В кабинете Брюсова можем находиться только с закрытыми окнами и занавесками, чтобы не было так шумно и пыльно. А когда здесь жил писатель, окна всегда были открыты, ведь за ним располагался сад и деревья — говорит он. — А на втором этаже мы оставили окна без занавесок, чтобы всегда видеть улицу. Это такая задумка: так мы можем наблюдать изменения вокруг. Словно из Серебряного века заглядываешь в наше время, наблюдаешь, как меняется улица. Когда долго работаешь, замечаешь каждую деталь.