Мир легендарного артиста за кадром
В театре «Геликон-опера» открылась выставка «Гримерка Андрея Миронова». Ее посвятили 80-летию со дня рождения великого советского артиста.
Куратор выставки Андрей Райкин решил подойти нестандартно к оформлению экспозиции. Можно было бы развесить в зале «Тихонов» фотографии артиста, кадры из фильмов, добавить несколько цитат и воспоминаний современников и остановиться на этом. Но тогда зрители бы не почувствовали энергетику Андрея Миронова. Так родилась идея пригласить всех в гримерную комнату артиста и познакомить их с увлечениями Миронова. Выставка открылась 8 марта неслучайно.
— Это отличный подарок посетительницам театра. В Миронова до сих пор влюблены многие девушки нашей страны. Зритель попадает не просто в документалистику, а в атмосферу, которая напоминает и о времени, когда жил Миронов, и о его внутреннем мире, — отметил художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман.
Чемодан историй
В жизни артиста друзья и семья всегда играли большую роль. Поэтому неудивительно, что первая и последняя инсталляции на выставке посвящены именно им. Инсталляция представляет собой небольшой чемодан с футбольным мячом посередине. Вокруг — фотографии кумиров Миронова: композитора Исаака Дунаевского, певцов Клавдии Шульженко и Леонида Утесова и других артистов. А второй чемодан, в конце экспозиции, посвящен друзьям артиста. Внутри — белые расплавленные свечи как символ уже ушедших людей. К сожалению, в живых почти не осталось тех, с кем дружил Андрей Миронов.
Кателок по спецзаказу
Говоря об Андрее Миронове и его жизни, невозможно не говорить о кино. Поклонники артиста сразу узнают шляпу из фильма «Небесные ласточки» 1976 года.
— Котелок заказали и сделали специально для Миронова в Лондоне в 1976 году. На обороте даже есть надпись «сделано специально для А. Миронова, Москва». Шляпа хранилась на киностудии, где снимался фильм, но его купил актер Александр Олешко. И уже он предоставил нам его для этой выставки, — сказал куратор.
Вокруг шляпы — кадры из фильмов в окружении известных женщин. По Миронову сходили с ума многие. А вот женился он всего лишь дважды: на Екатерине Градовой и Ларисе Голубкиной. Кстати, Лариса Александровна тоже внесла свой вклад в оформление экспозиции. Она предоставила зажигалку, которой пользовался Миронов.
— А еще у нас выставлена кинопленка фильма «Бриллиантовая рука». Она никогда не покидала стены Бахрушинского музея, хранилась в архиве. А теперь доступна у нас для всех поклонников, — добавил Андрей Райкин.
Бахрушинский музей предоставил и театральный грим артиста. Старенькая, местами обшарпанная коробочка с остатками краски для лица. Можно представить, как Миронов, взяв кисть, опускал ее в грим и медленно перевоплощался в одного из сыгранных им персонажей…
Все, кто знал Миронова, подтвердят его любовь к джазу. — Это увлечение сопровождало его по жизни. Его фонотека считалась лучшей в Москве. Вся новая музыка, которая появлялась в мире, рано или поздно оказывалась в виде пластинок или кассет у Миронова. Он постоянно обновлял музыкальную аппаратуру, — рассказал Андрей Райкин.
И на выставке благодаря коллекционеру Николаю Богайчуку организаторам удалось реконструировать фонотеку. Посмотреть выставку пришел и внук Андрея Миронова — актер Андрей Удалов. Он с интересом разглядывал каждую вещь.
— Я узнал много нового про дедушку. Например, не знал, что он так сильно увлекался джазом, — отметил Андрей Удалов.
Камзол Фигаро
Поистине уникальными экспонатами можно назвать три театральных костюма, в которых выступал Миронов. Костюм Клаверова из «Теней» — его последняя постановка как режиссера, Всеволода Вишневского из «У времени в плену» — одной из ранних ролей — и один из трех камзолов Фигаро. Они были черного, красного и белого цвета. Последний как раз и представлен в «Геликон-опере».
— До этого он хранился в Бахрушинском музее, его практически никому никогда не выдавали. Но по счастливой случайности и из-за ремонта сотрудники музея согласились предоставить камзол нам, — рассказал куратор выставки.
Кстати, этот костюм — одна из первых работ художника-модельера Вячеслава Зайцева. Сшили его в 1969 году. Камзол ни разу не реставрировали, хотя спектакль шел 20 лет. Внутри, конечно, видно потертости, но снаружи он сохранился почти в первозданном виде. Посмотреть экспозицию можно до 5 апреля.
На заметку
Актер театра и кино Андрей Миронов родился 7 марта 1941 года. Получил актерское образование в Училище имени Бориса Щукина при Театре имени Евг. Вахтангова. Первую роль в кино получил в 1960 году — в фильме режиссера Юлия Райзмана «А если это любовь?». Заслуженный и народный артист РСФСР. В 1980 году за работу по подготовке и проведению XXII Олимпиады Миронов награжден медалью «За трудовую доблесть».
Кстати
Андрей Миронов был знаком с актером Робертом Де Ниро. Они познакомились на кинофестивале в Москве в 1983 году. По словам куратора выставки, Миронов в совершенстве знал английский и переводил Де Ниро. Они подружились и продолжили общаться по переписке. Когда Миронов приезжал в Нью-Йорк, актер организовал ему культурную программу. Письмо в экспозиции — это поздравление от Де Ниро с Новым, 1985 годом.
Известные цитаты героев Андрея Миронова
Народный артист Андрей Миронов сыграл свыше четырех десятков ролей в фильмах и стал настоящей легендой. Его киногерои просто сыпали крылатыми фразами, которые так полюбились многим зрителям.
«Я не настолько богат, чтобы оплачивать еще и стихийные бедствия»
«Гаража еще нет, но замочек я уже достал!»
Продавец комиссионного магазина Дмитрий Семицветов, «Берегись автомобиля» (1966)
«Утрите ваши глазки, гражданка. Каждая ваша слезинка — это молекула в космосе»
«Командовать парадом буду я!»
Остап Бендер, «12 стульев» (1976)
«Руссотуристо! Обликоморале! Ферштейн?»
«Шеф, все пропало! Все пропало! Клиент уезжает, гипс снимают!»
Агент-перевозчик контрабанды Геннадий Козодоев, «Бриллиантовая рука» (1968)
«Я думаю так, Пеппи: если женщина что-то просит, то ей надо непременно дать! Иначе она возьмет сама!»
Мистер Джонни Фест, «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)