Мир старинного искусства
Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» прошел в столице с 26 октября по 4 ноября. В выставочном центре Московского союза художников (Мещанский район) более 200 художников, скульпторов и архитекторов представили около 300 авторских работ.
В течение всего фестиваля организаторы проводили для гостей экскурсии, мастер-классы и дискуссии. На некоторых побывали наши корреспонденты.
Вымирающий вид искусства
Ежегодный фестиваль прошел под лозунгом: «Да будет все едино!» Экспозиция разместилась в пяти выставочных залах. О ее особенностях рассказала руководитель научно-просветительского и экскурсионного отдела фестиваля «Видеть и слышать» Елена Константинова:
— Современное искусство не может не учитывать 2000-летнюю историю. На выставке представлены произведения современных мастеров, но копии произведений древности. Каждый современный художник проходит этап копирования. Подражая мастерам, творец познает тайны ремесла, — говорит Елена Константинова.
Она обратила внимание, что фреска в современных церквях встречается редко, а художников, которые ей занимаются как в России, так и за рубежом, единицы. Однако специально для гостей фестиваля народный художник РФ Евгений Максимов провел мастер-класс по этому виду живописи. Около трех часов он писал перед зрителями лик Спаса Нерукотворного.
— Я заранее на всех мастер-классах разыгрываю ситуацию, прорабатываю технический процесс. Для работы на фестивале я подготовил набросок Спаса Нерукотворного в блокноте. Во фреске трудно что-либо исправить. Чаще всего художники делают все начисто, — отметил художник Евгений Максимов.
Он рассказал о фреске и ответил на вопросы гостей. Работа, написанная мастером, осталась на выставке, завершить ее он планирует позже. А потом, вероятно, пожертвует храму.
Перо плоское, не гусиное
На мастер-класс по каллиграфии пришли люди разного возраста, многие москвичи взяли с собой детей. Участников посадили за длинный овальный стол, перед каждым поставили баночку с коричневыми чернилами и раздали специальные перья.
Ведущий сначала показал на специальном экране, как выглядят отдельные элементы букв, завиточки и палочки, а позже задача усложнилась — ведущий дал задание писать имена участников занятия. Во время урока преподаватель подходил к каждому и проверял, правильно ли человек выполняет работу.
— На этот мастер-класс я привела с собой двоих детей, дочку и сына. Мне очень понравилось сегодня заниматься каллиграфией, интересно было самой попробовать, у меня получалось красиво писать буквы, мои дети тоже в восторге. После занятия мы заберем с собой наши работы. Я уже сказала детям, что куплю домой перья и мы сами начнем заниматься каллиграфией, — рассказала москвичка Каролина Дмитриева.
Многих каллиграфия заинтересовала, и после занятия они засыпали ведущего вопросами.
Основатель Школы исторической каллиграфии, кандидат филологических наук Андрей Санников терпеливо отвечал на них почти два часа. А после подвел итог занятия.
— Передо мной стояла задача познакомить участников с миром славянских букв, — говорит Андрей Санников. — Я буду очень рад, если хотя бы один участник сегодняшнего мастер-класса зайдет в художественный магазин, купит себе плоское перо и начнет писать.
Просветительская задача
На фестивале были представлены работы очень разных художников, но их всех объединяет то, что их рукотворные произведения искусства созданы для благоукрашения храмов.
— Цель этого фестиваля — показать людям красоту внутреннего убранства церквей и монастырей и результат труда иконописцев и мозаичников. Есть и просветительская задача: посредством экскурсий рассказать горожанам о церковном искусстве, объяснить им, как читать и понимать те или иные символы, которые можно увидеть на православных иконах. Поэтому, помимо предоставления площадки для художников, фестиваль решает серьезные культурно-просветительские задачи, — рассказала Тамара Дайн, директор фестиваля.
Завершился фестиваль музыкальной программой. Для гостей выступил камерный оркестр «Академия Русской Музыки». А в День народного единства состоялась торжественная церемония награждения художников, принявших участие в экспозиции.
НА ЗАМЕТКУ
У наших предков в распоряжении были тростниковые и гусиные перья, этими письменными принадлежностями они пользовались постоянно. Но для начинающих больше подходит плакатное перо, с ним проще постигать азы, оно позволяет даже новичкам прочувствовать основные законы инструмента.