Мистика особняка из романа
Дом архитектора Сергея Соловьева в Малом Ржевском переулке — жемчужина околоарбатских переулков. Особый интерес он представляет для поклонников романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
По мнению булгаковедов, именно из его трехчастного окна прекрасная ведьма Маргарита, оседлав метлу, вылетела на шабаш.
Маргарита, окно открыто
Исследователи творчества Михаила Булгакова называют дом по адресу: Малый Ржевский переулок, 6, одним из возможных адресов Маргариты. Есть версия, что писатель «совместил» в романе особняк Соловьева с соседним домом Некрасова.
Мотивы готики и бельгийского арнуво переплетаются в оформлении дома с бессчетным числом мистических символов благодаря фантазии зодчего Сергея Соловьева. Это тем более удивительно, потому как в склонности к мистике архитектор Соловьев не был замечен. Его излюбленным стилем была спокойная неоклассика, отмечает краевед Павел Гнилорыбов.
— Модерн, ставший основным стилем в архитектуре начала XX века, стал залогом успешности любого зодчего. В модерне строились особняки, дачи, доходные дома и общественные здания, поэтому Соловьеву как приверженцу неоклассических мотивов пришлось приспосабливаться, — говорит краевед.
Тебя там встретит огнегривый лев
Тем не менее собственный дом в Малом Ржевском переулке Сергей Устинович возводит в 1901–1902 годах именно в модерне. Дом с асимметричной композицией завершается викторианским щипцом на крыше.
Карнизы поддерживают изящные кованые кронштейны, арочные окна венчают греческие химеры. У входа притаились лепная грозная сова и лев работы скульптора Николая Андреева (он же оформлял лепной фриз «Времена года» для гостиницы «Метрополь»). Тайну переписки хозяина «стережет» летучая мышь — так декорирована щель для почтового ящика.
Фасад украшает майоликовое панно «Сумерки» (в некоторых источниках — «Лунная ночь») по эскизам то ли художницы Марии Якунчиковой, то ли символиста Врубеля, а по некоторым версиям — Виктора Васнецова. Торжество пластического искусства дополняют майоликовые медальоны, а также панно с изображением четырех муз — ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Над ними — покровительница наук Афина Паллада.
Под трехчастным окном расположились аквамариновые изразцы, выполненные, предположительно, по эскизам Михаила Врубеля.
Московский символ
Внутреннее пространство дома было функциональным и просторным. На первом этаже разместился кабинет зодчего с библиотекой и кафельной печью. Второй традиционно заняли жилые комнаты и чертежная мастерская, где архитектор работал со своими помощниками.
В этот период карьера Соловьева переживает взлет. В 1902-м он становится действительным членом Императорской академии художеств, тогда же перестраивает особняк Саввы Морозова под Кустарный музей Московского губернского земства в Леонтьевском переулке. Много времени и сил отдает делу реставрации московских памятников — в их числе Успенский собор Кремля и храм Василия Блаженного.
Скончался Соловьев в 1912 году — ему было всего 53. В особняке он прожил десять самых насыщенных и плодотворных лет.
Спустя век его дом превратился в яркий символ хоть и короткой, но удивительно наполненной жизни человека, влюбленного в Москву. Сегодня особняк занимает Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии.