Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Мистика особняка из романа

24
24
24
24 сентября 2016 года. Сейчас в доме архитектора Соловьева, построенном в стиле модерн, располагается Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии

Дом архитектора Сергея Соловьева в Малом Ржевском переулке — жемчужина околоарбатских переулков. Особый интерес он представляет для поклонников романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

По мнению булгаковедов, именно из его трехчастного окна прекрасная ведьма Маргарита, оседлав метлу, вылетела на шабаш.

Маргарита, окно открыто

Исследователи творчества Михаила Булгакова называют дом по адресу: Малый Ржевский переулок, 6, одним из возможных адресов Маргариты. Есть версия, что писатель «совместил» в романе особняк Соловьева с соседним домом Некрасова.

Мотивы готики и бельгийского арнуво переплетаются в оформлении дома с бессчетным числом мистических символов благодаря фантазии зодчего Сергея Соловьева. Это тем более удивительно, потому как в склонности к мистике архитектор Соловьев не был замечен. Его излюбленным стилем была спокойная неоклассика, отмечает краевед Павел Гнилорыбов.

— Модерн, ставший основным стилем в архитектуре начала XX века, стал залогом успешности любого зодчего. В модерне строились особняки, дачи, доходные дома и общественные здания, поэтому Соловьеву как приверженцу неоклассических мотивов пришлось приспосабливаться, — говорит краевед.

15
1900 год. Архитектор Сергей Соловьев.

Тебя там встретит огнегривый лев

Тем не менее собственный дом в Малом Ржевском переулке Сергей Устинович возводит в 1901–1902 годах именно в модерне. Дом с асимметричной композицией завершается викторианским щипцом на крыше.

Карнизы поддерживают изящные кованые кронштейны, арочные окна венчают греческие химеры. У входа притаились лепная грозная сова и лев работы скульптора Николая Андреева (он же оформлял лепной фриз «Времена года» для гостиницы «Метрополь»). Тайну переписки хозяина «стережет» летучая мышь — так декорирована щель для почтового ящика.

Фасад украшает майоликовое панно «Сумерки» (в некоторых источниках — «Лунная ночь») по эскизам то ли художницы Марии Якунчиковой, то ли символиста Врубеля, а по некоторым версиям — Виктора Васнецова. Торжество пластического искусства дополняют майоликовые медальоны, а также панно с изображением четырех муз — ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Над ними — покровительница наук Афина Паллада.

Под трехчастным окном расположились аквамариновые изразцы, выполненные, предположительно, по эскизам Михаила Врубеля.

Московский символ

Внутреннее пространство дома было функциональным и просторным. На первом этаже разместился кабинет зодчего с библиотекой и кафельной печью. Второй традиционно заняли жилые комнаты и чертежная мастерская, где архитектор работал со своими помощниками.

В этот период карьера Соловьева переживает взлет. В 1902-м он становится действительным членом Императорской академии художеств, тогда же перестраивает особняк Саввы Морозова под Кустарный музей Московского губернского земства в Леонтьевском переулке. Много времени и сил отдает делу реставрации московских памятников — в их числе Успенский собор Кремля и храм Василия Блаженного.

Скончался Соловьев в 1912 году — ему было всего 53. В особняке он прожил десять самых насыщенных и плодотворных лет.

Спустя век его дом превратился в яркий символ хоть и короткой, но удивительно наполненной жизни человека, влюбленного в Москву. Сегодня особняк занимает Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии.

Новости партнеров