Мизинец окунув в Москву-реку
Осип Мандельштам исколесил на трамвае Замоскворечье 20–30-х годов прошлого века.
В пятницу, 15 января, исполняется 125 лет со дня рождения Осипа Мандельштама (1891–1938). Поэт жил в Москве (с перерывами) с 1922 по 1937 год.
— Он прижился в этом городе и в определенной мере сделал его своим, — говорит москвовед и филолог Леонид Видгоф, автор работ о столице в жизни и творчестве Мандельштама. — Не случайно в «Стансах» 1935 года он назвал Москву «сестрой»: «И ты, Москва, сестра моя, легка...». Мандельштам по праву считается одним из самых сложных поэтов ХХ века. Но за многими причудливыми образами стоят конкретные реалии. Зачастую — реалии московские.
Например, в стихотворении «Нет, не спрятаться мне от великой муры...» (1931) есть фраза «я трамвайная вишенка страшной поры». Как предполагают комментаторы, она навеяна тогдашними трамваями: они ходили переполненными (метро еще не существовало!), пассажиры цеплялись снаружи и висели гроздьями. И фраза «Мы поедем с тобою на «А» и на «Б» из того же стихотворения от обозначения маршрутов. На трамвае «А» Мандельштам и его жена ездили к брату поэта Александру Эмильевичу, он жил в Старосадском переулке, 10, кв. 3. В «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето...» (1931) есть фраза «В черной оспе блаженствуют кольца бульваров». В доме 25 на Тверском бульваре, при ко- тором в начале 1920-х годов Мандельштам жил с женой, помещалось руководство Федерации объединений советских писателей (ФОСП). Поэт острил в «Четвертой прозе»: «Черная оспа / Пошла от Фоспа». Можно раз- гадать и строчки: «Нет на Москву и ночью угомону,/ Когда покой бежит из-под копыт...» — гужевой транспорт, без которого тогда город не мог обойтись, с начала 1931 года был переведен на ночную работу.
«Ты скажешь: где-то там, на полигоне,/ Два клоуна засели — Бим и Бом,/ И в ход пошли гребенки, молоточки...» — это ночная проверка трамвайных путей, которая начиналась двумя контрольными ударами по рельсу. «Изобрази еще нам, Марь Иванна!» — это о ручных обезьянках, которых таскали за собой шарманщики (такая у зверюшек была по- пулярная кличка).
Попробуем расшифровать из самых сложных стихотворений о Москве — «Сегодня можно снять декалькомани...» (июнь 1931 года). Непонятное слово из первой строки — устаревшее название переводных картинок. Про Ивана Великого говорится: «Который век. Его бы за границу,/ Чтоб доучился... Да куда там! Стыдно!» Под куполом колокольни — надпись, что она достроена в царствование Годунова, а именно царь Борис Федорович первым стал посылать русских юношей учиться на Запад. А остальные загадки объясняются тем, что Мандельштам сочинял стихотворение, когда жил на Большой Полянке, а до этого часто посещал район Зарядья.
Стихотворение
Осип Мандельштам
«Сегодня можно снять декалькомани...»
Сегодня можно снять декалькомани,
Мизинец окунув в Москву-реку,
С разбойника Кремля. Какая прелесть
Фисташковые эти голубятни:
Хоть проса им насыпать, хоть овса...
А в недорослях кто? Иван Великий —
Великовозрастная колокольня —
Стоит себе еще болван болваном
Который век. Его бы заграницу,
Чтоб доучился... Да куда там! Стыдно!
Река Москва в четырехтрубном дыме,
И переднами весь раскрытый город:
Купальщики-заводы и сады
Замоскворецкие. Не так ли,
Откинув палисандровую крышку
Огромного концертного рояля,
Мы проникаем в звучное нутро?
Белогвардейцы, вы его видали?
Рояль Москвы слыхали? Гули-гули!
Мне кажется, как всякое другое,
Ты, время, незаконно. Как мальчишка
За взрослыми в морщинистую воду,
Я, кажется, в грядущее вхожу,
И, кажется, его я не увижу...
Уж я не выйду в ногу с молодежью
На разлинованные стадионы,
Разбуженный повесткой мотоцикла,
Я на рассвете не вскочу с постели,
В стеклянные дворцы на курьих ножках
Я даже тенью легкой не войду.
Мне с каждым днем дышать все тяжелее,
А между тем нельзя повременить...
И рождены для наслажденья бегом
Лишь сердце человека и коня.
И Фауста бес — сухой и моложавый —
Вновь старику кидается в ребро
И подбивает взять почасно ялик,
Или махнуть на Воробьевы горы,
Иль на трамвае охлестнуть Москву.
Ей некогда. Она сегодня в няньках.
Все мечется. На сорок тысяч люлек
Она одна — и пряжа на руках.
Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты «Москва. Центр».