Мобильная ловушка
Социологи обратили внимание: в последнее время активизировались мошенники. Уж сколько раз твердили миру, а некоторые москвичи все еще попадаются на обман и теряют сбережения.
А все потому, что мошенники придумывают все новые и новые схемы обмана. По словам эксперта по банкротству физических лиц одной из юридических компаний Марата Хасянова, среди самых свежих схем — ряд новых мошенничеств, связанных с пандемией коронавируса (возврат за авиабилеты, якобы предоставление различных льгот).
— Их задача — выманить информацию о конфиденциальных реквизитах банковских карт, — говорит адвокат Светлана Бурцева. — В ход идут все доступные ресурсы: телефон, приложения, мобильный банк, сайты. Любимый способ надурить человека по телефону — позвонить и представиться работником банка его службы безопасности или сотрудником брокерской, дилерской компании, готового помочь инвестировать деньги. У мошенника язык подвешен. Он буквально гипнотизируют жертву.
Но, кстати, не всегда на их уговоры ведутся пенсионеры, как многие думают.
— Много молодых и продвинутых пользователей также становятся жертвами. Их расслабляет собственная уверенность в знании интернет-технологий, электронных платежей и привычка пользоваться пластиковой картой, не особенно заботясь о безопасности, — говорит Бурцева. — А мошенники — люди продвинутые, владеющие психологическими приемами воздействия на человека и применяющие техники нейролингвистического программирования. Они говорят уверенно, со знанием дела. Это и подкупает. Еще обманщики могут прислать пугающее СМС-сообщение о том, что ваш банковский счет заблокирован. И тут же — ссылку или номер телефона. Мол, для разблокировки пройдите куда надо, позвоните куда следует.
— Стоит так сделать, зло умышлен ни ку не составит труда узнать данные карты, — предупреждает Бурцева.
Угрозу могут представлять и мобильные приложения банков, купленные не в официальных магазинах. Они могут быть с вирусом, ворующим пароли.
— Относительно новый вид мошенничества называется фишингом и заключается в создании поддельного сайта-клона популярного интернет-магазина или онлайн-банка с адресом, который отличается от настоящего одним символом, — продолжает адвокат. — Человек думает, что он совершает покупки онлайн, а на сам деле дарит деньги злоумышленникам. Смысл мошенничества по номеру банковской карты заключается в использовании рек- визитов карты при покупке на сайтах без применения пароля. Часто при онлайн-покупках люди оставляют в свободном доступе информацию о своих картах.
Мошенникам воспользоваться ею — раз плюнуть.
— Помимо описанных способов, мошенники воруют деньги, используя поддельные терминалы и банкоматы, — подытоживает Бурцева.
Внимание, вопрос: что делать, если обманщики настолько изворотливы и хитры? Ответ банален, но в нем единственная правда — быть начеку, и долой наивность.
— Советую критически относиться к любой информации, — говорит другой адвокат Екатерина Тютюнникова. — Вам звонят и говорят, что заблокировали карту? Хорошо, вы сейчас приедете в банк и разберетесь — будет ваш ответ. На самом деле достаточно проверить личный кабинет и позвонить на горячую линию. Вам отправило деньги другое лицо? Хорошо, «пришлите, пожалуйста, письменный запрос на возврат денег». Вам срочно нужно оформить супер- защиту карты? Окей, вы подойдете к сотрудникам банка для этого.
НА ЗАМЕТКУ
Несмотря на строгие проверки, есть сотрудники банков и сотовых операторов, готовые продавать базы данных с номерами клиентов. Хотя за это предусмотрена уголовная ответственность.
Кто же нам звонит под ви- дом банковских работников? Как правило, мошенники сбиваются в команды по 2–3 человека, хотя бывают и одиночки. Это и айтишники, и люди, изучавшие НЛП.
Самые крупные хищения обычно происходят через личные кабинеты. Махинации становятся возможны, если вы сообщаете СМС- пароли кому-либо, устанавливаете на телефон вредоносные программы или открываете СМС-сообщения от неизвестного адресата.
Если вы потеряли телефон или сим-карту, к которой привязана банковская карта, мошенники могут без труда этим воспользоваться.
Относитесь с подозрением к любым неизвестным телефонным звонкам, не поддавайтесь эмоциям и не верьте в чудесные выигрыши.
КСТАТИ
Помните: банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят своим клиентам с просьбой предоставить данные счетов. Если произойдет что-то экстренное, вас попросят приехать в банк лично.