Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Мода на народные ремесла

5 июля. Куратор выставки Ольга Зорина показывает головные уборы ручной работы: «сороку» замужней женщины (слева) и девичий венец. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
5 июля. Куратор выставки Ольга Зорина показывает головные уборы ручной работы: «сороку» замужней женщины (слева) и девичий венец. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
5 июля. Куратор выставки Ольга Зорина показывает головные уборы ручной работы: «сороку» замужней женщины (слева) и девичий венец. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
5 июля. Куратор выставки Ольга Зорина показывает головные уборы ручной работы: «сороку» замужней женщины (слева) и девичий венец. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

В Музее русского быта «По сусекам» открылась выставка работ победителей Международного фестиваля-конкурса народной культуры «Русское диво».

Идея фестиваля возникла у куратора выставки Ольги Зориной несколько лет назад, в период пандемии. 

В то время Ольга работала в одном из столичных культурных центров и, много лет изучая русские традиции и фольклор, предложила мастерам присылать видео и фото работ, популяризирующих народную культуру, в рамках творческого онлайн-соревнования. И неожиданно почта конкурса «взорвалась» от количества заявок! 

— У нас были участники со всей России, — вспоминает Ольга. — От проекта к проекту их становилось все больше — культурные работники, солисты, фольклорные коллективы и мастера народных промыслов, в том числе из самых удаленных уголков нашей страны, поэтому мы решили сделать конкурс ежегодным. 

Сегодня в нем принимают участие мастера не только из России, но и из Белоруссии, Узбекистана. А в этом году лучшие ремесленные работы выделили в отдельную экспозицию на территории намоленного во всех смыслах подклетья храма Николая Чудотворца на Берсеневке. Уже несколько лет основатель музея Елена Тюняева собирает здесь предметы, связанные с ремеслом и декоративно-прикладным искусством. 

Так, у входа на выставку можно увидеть свадебный наряд крестьянки Орловской губернии. Эту невероятную работу трое педагогов детского дома творчества делали в течение двух лет! По архивным изображениям они тщательно восстанавливали узоры, вышивку и плетение. Рядом — расшитый бисером девичий венец архангельской крестьянки и головной убор «сорока» замужней женщины Белгородского пограничья. Их создала столичная мастерица Мария Галкина. По словам Ольги, кокошники сейчас пользуются популярностью в качестве модных аксессуаров, а еще их охотно покупают творческие коллективы для выступлений. 

Деревянная кукла в костюме крестьянки средней полосы России, выполненная столичной мастерицей. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Деревянная кукла в костюме крестьянки средней полосы России, выполненная столичной мастерицей. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Популярны сегодня и традиционные глиняные игрушки со свистком. Пожалуй, самые звонкие делают в семейной гончарной мастерской в Орле. Представитель династии мастеров Святослав Лузянин предоставил на выставку свои главные хиты — милых птичек и зверей. Их, как и раньше, обожают дети, даже несмотря на все разнообразие игр в магазинах. 

А пермская мастерица Вера Мелехина изготавливает на старинном ткацком станке традиционные удмуртские пояса-обереги. 

— Подобный обрядовый пояс надевали после завершения полевых работ, чтобы земля вернула силы, затраченные при выращивании урожая, — поясняет Ольга. 

По ее словам, офисным работникам можно использовать пояс с той же целью после тяжелого рабочего дня. Хотя даже в качестве оригинального аксессуара удмуртский оберег выглядит очень стильно. 

Тему аксессуаров продолжают женские косники ижевской мастерицы Елены Ниязовой. Традиционно они украшали ленты, которые вплетались в волосы. Расшитые бисером и кружевом косники и сейчас прекрасно дополнили бы образ любой длинноволосой красавицы. 

К слову, в последнее время интерес к русским ремеслам стабильно растет. Из специализированной сферы народное творчество вновь становится частью повседневной жизни. По словам Ольги Зориной, возможно, это происходит от того, что люди наконец-то задумались о том, что оставят после себя. И в поисках новых смыслов вернулись к корням. 

— Недавно я была на одной из крупнейших выставок художественных промыслов, так там в первый же день работы почти весь товар с прилавков был сметен! — рассказывает она. — Люди толпились в очередях за изделиями мастеров! 

Если раньше игрушки и кокошники покупали исключительно коллекционеры, то сегодня и далекие от искусства люди предпочитают их в качестве сувениров вместо матрешек массового производства.

Новости партнеров