Москва подземная: Столичному метро исполнилось 84
Сейчас сложно представить нашу жизнь без быстрых поездов московского метро, которые доставляют нас в место назначения. Этот вид транспорта в Москве появился всего 84 года назад. Первые станции открыли 15 мая 1935 года. Корреспондент газеты «Москва.Центр» узнала, как появилась и развивалась столичная подземка.
Как благодаря моллюску появилось метро
Жители многих стран обязаны появлением метрополитена инженеру Марку Брюнелю. Именно он изобрел проходческий щит, с помощью которого стало возможно сооружать тоннели разной направленности. Эта сборная конструкция проталкивается под землю с помощью домкратов. Далее рабочие убирают из щита землю. Конструкция помогает предохранять туннель от обвала.
— Интересно, как эта идея пришла в голову Марку Брюнелю. После учебы он поступил на службу в морской флот. В то время корабли делали из очень крепкой породы дерева — тиса. При покрытии лаком оно становилось прочнее камня. А вот моллюску-древоточцу удавалось проделать в нем туннели. У Марка Брюнеля сразу возник вопрос: как у такого маленького червячка это получается? Рассмотрев моллюска в микроскоп, он понял, что стенки прохода остаются гладкими из-за зазубренных краев на раковине. По этому принципу он и соорудил щит, — рассказал Дмитрий Аксенов, сотрудник Московского метрополитена.
Вот так маленький червячок стал вдохновением для устройства, с помощью которого впоследствии начали прокапывать тоннели для метро.
На старт, внимание... метро!
Стоит отметить, что предложение по созданию железнодорожной линии под землей в России появилось в 1875 году. Но в проект идея не превратилась.
— Забавно, что сначала построили метро именно в Москве. Столицей-то в то время был Санкт-Петербург. Но там от этого проекта быстро отказались — болота же. Даже сейчас сложно строить метро, а представьте то время! — сказал Дмитрий Аксенов.
Первая очередь столичного метро включила в себя 11,5 километра линий и 13 станций: от «Сокольников» до «Парка Культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Обслуживанием занялось электродепо «Северное».
Первым официальным пассажиром Московского метрополитена стал герой труда, работник завода «Красный пролетарий» Петр Латышев, купивший билет №1 серии «А».
В те годы проехать линию полностью можно было за 20 минут. А тот же самый маршрут на трамвае занял бы у пассажиров около двух часов.
В сентябре 1938 года завершилось строительство второй очереди метро. Она включила в себя Покровский радиус со станциями «Площадь Революции» и «Курская» и Горьковский — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Маяковская», «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Сейчас это Замоскворецкая линия. Кроме того, для более качественного обслуживания открылось второе депо «Сокол».
За первый год работы среднесуточные перевозки в подземке составили около 177 тысяч пассажиров. В 1940 году в отдельные дни они превысили показатель в миллион человек.
А что было во время войны?
К началу Великой Отечественной войны в столице работала 21 станция метро. В Москве тогда осталось около двух миллионов человек. А метро могло вместить почти половину города. Оно стало местом, где люди укрывались от бомбежек.
— Самым загруженным метро было в конце 1941 — начале 1942 года. Тогда там прятались от бомб больше всего людей. Как известно из книг по истории, отопления в городе не было. Вот и грелись все в метро, ведь там были тепловые установки. Для жителей под землей организовали медицинские пункты, библиотеки, проводили культурные мероприятия, устраивали концерты и спектакли. А детей развлекали люди, которых сейчас назвают аниматорами, — отметил Дмитрий Аксенов.
Он добавил, что в холодное время года образовательные учреждения редко работали.
— Как рассказала нам одна из жительниц Москвы, которая в то время была ребенком, в восемь лет она с нетерпением ждала, когда же они с мамой спустятся в метро. Дома было одиноко, особенно когда не работали школы. Ведь на станциях можно было и поиграть, и пообщаться со сверстниками. И становилось не так страшно, — пожал плечами Дмитрий Аксенов.
За время войны в столице построили и открыли несколько новых станций. На Горьковском радиусе в 1943 году появились платформы «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» («Автозаводская»). Через год в эксплуатацию ввели четыре станции Покровского радиуса — «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская» («Семеновская») и «Парк культуры имени Сталина» («Измайловский парк»).
Кольцевая линия появилась в 1954 году.
Что сейчас?
Московское метро сейчас — это не только быстрый и удобный способ передвижения по городу, но и его культурная составляющая. Помимо экскурсий и лекций, проводимых в Технической библиотеке Московского метрополитена, организовывают концерты, показывают фильмы и устраивают различные акции.
Каждый год на линии выходят тематические поезда, посвященные важным событиям страны, истории, наукам, искусству и фестивалям.
И параллельно, конечно, создают новые станции. В 2019 году запланировали продлить участок Сокольнической и открыть первый отрезок Некрасовской линии.
Сегодня мы можем сказать спасибо людям, благодаря которым стало возможно быстро добраться почти до любой точки города. И пожелать метро дальнейшего роста и развития. С днем рождения, метро!
Что вы еще могли не знать о метро:
— Изначально слово «метро» было мужского рода. «Мой метро», «быстрый метро», «любимый метро»... Звучит непривычно, правда?
— На новых станциях всегда холоднее, потому что грунт еще не успел прогреться, но спустя несколько лет температура становится комфортной.
— Станция «Фрунзенская» имеет обдирный тип. Ее начали строить по сталинским проектам, но не успели закончить. По постановлению Никиты Хрущева об излишествах план оформления переделали. Вместе со «Спортивной» они относятся к последним станциям, выполненным в стиле сталинского ампира.
— Перегон между станциями «Красные ворота» и «Чистые пруды» построили уникальным способом: его возвели на земле. А потом с помощью специального оборудования под тяжестью массы он провалился под землю. Как удалось все точно рассчитать? Этим вопросом и сегодня задаются специалисты.
— Мозаика, которой оформлена станция «Новокузнецкая», была сделана в Ленинграде во время блокады. Но предназначалась она для платформы «Павелецкая», которая тогда называлась «Донбасская». От первоначального проекта дизайна этой станции отказались. И чтобы добро не пропадало, решили украсить мозаикой соседнюю станцию.