Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Мудрость и тайны туркменских ковров

Владислав Великжанин показывает один из экспонатов выставки: фрагмент текинского ковра конца XVIII века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Владислав Великжанин показывает один из экспонатов выставки: фрагмент текинского ковра конца XVIII века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Владислав Великжанин показывает один из экспонатов выставки: фрагмент текинского ковра конца XVIII века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Владислав Великжанин показывает один из экспонатов выставки: фрагмент текинского ковра конца XVIII века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Казалось бы, между туркменскими коврами и со- временной абстрактной живописью не может быть ничего общего. Но до 22 сентября вы можете убедиться в обратном, посетив выставку «Магия линии и цвета» во Всероссийском музее декоративного искусства (на улице Делегатской, дом 3.)

Туркменские ковры давно признаны национальным символом и являются национальным достоянием этой страны. Их отличают красота, долговечность и прочность, они известны во всем мире и восхищают даже самых взыскательных ценителей прекрасного.

Воспользуйтесь возможностью полюбоваться на эти уникальные изделия, да еще выставленные в весьма необычной компании, точно не пожалеете.

За руку с настоящим

...Сначала кажется, что на стенах распустились и горят огнем огромные маки — ощущения диктует превалирующий красный. Но пара шагов вперед, и морок пропадает: старинные ковры редкой красоты кажутся картинами. Или это картины и есть? Разглядывая причудливые узоры, невольно начинаешь подыскивать ключ к разгадке магического притяжения, в круг которого ты попал, проходишь вперед и задумываешься, а не шагнул ли ты незаметно в другое, давно прошедшее время? Или все же остался в этом? Нет-нет, это точно не просто предмет искусства. В каждом из представленных ковров есть некая тайна, расшифровка которой кроется в неповторимых рисунках, созданных неизвестными мастерами века назад, некое послание, адресованное небе- сам или будущим поколениям.

И эти старинные изделия каким-то не- вероятным образом вступают в диалог с современностью: они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга с абстрактными полотнами московского художника Валерия Сахатова. Так вот странно и очевидно перекликаются далекое вчера и наше сегодня...

Идея авторов выставки — объединить в едином выставочном пространстве старинные туркменские ковры из собраний Фонда Марджани и Владислава Великжанина, абстрактные полотна Валерия Сахатова и современные ковры, сотканные на основе его работ — дарит посетителям море эмоций и поводов для раздумий.

— Организовывая эту выставку, я хотел показать, что старинные туркменские ковры можно размещать на холстах и вешать на стены в домах и офисах, поскольку они имеют такую же художественную ценность, как и абстрактная живопись. При- чем реставрировать старинные ковры не нужно. Их надо показывать в том виде, в кото- ром они дошли до наших дней. В таком виде они более близки к абстрактной живописи, где главным являются линия и цвет, — говорит коллекционер туркменских ковров Владислав Великжанин.

Почему была выбрана живопись Валерия Сахатова? Потому что он колорист, видящий предметы через цвет. Поэтому его заинтересовал туркменский ковер. Он нашел в нем ту магию цвета, которой не смог достичь в своей живописи. Кстати, работы Валерия Тагановича находятся в собраниях более 30 музеев в стране и за рубежом.

Поминальный коврик аятлык, первая половина XIX века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»
Поминальный коврик аятлык, первая половина XIX века. Фото: Мария Хапцова, «Вечерняя Москва»

Все тайны мира

За века жизни туркменский ковер научился «говорить». Для тех, кто понимает его особый язык, каждое изделие содержит массу информации, зашифрованной в удивительных рисунках и узорах. Вся жизнь туркменов-кочевников была связана с разными видами ковров. Так, ребенок начинал изучать мир, разглядывая входную завесу юрты — энси, видел панель замин, с цветами людьми; подрастая, знакомился с населяющими эту тканую картину мифологическими существами; позже узнавал об арке строения Небес, приобщаясь к знаниям предков. Для молитв был создан ковер намазлык, а в последний путь провожал человека аятлык — поминальный ковер. Погружаясь в мир этой особой культуры, попадаешь в подобие сказки, где слова можно пробовать на вкус: энси, капуннук, гермеч... Приходите, будто заглянете в прошлое. И это головокружительно.

Новости партнеров