Музы говорят в унисон с пушками
В Манеже открылась выставка народного художника России, автора росписей храма Христа Спасителя Василия Нестеренко «Мы — русские, с нами Бог!». Через искусство он смог показать свою творческую и гражданскую позицию, осветить значимые вехи российской истории.
Интересно, что в Манеже работы художника выставлены в четвертый раз, за что он удостоился попадания в Книгу рекордов России. Василий Нестеренко не боится сложного жанра сюжетно-тематических картин. Он последователь классической живописи XVII — начала XX веков. Помните Верещагина с его «Апофеозом войны» или Васнецова с «Тремя богатырями»? Художников такого уровня мы не наблюдали в выставочных залах последнюю четверть века — одни пейзажи, натюрморты и перформансы. Впрочем, Василий Нестеренко никогда не шел на поводу у модных трендов. Он последователь жанра реалистической живописи, в котором воплощает масштабные исторические темы: сюжеты Первой и Второй мировых войн, конфликты в Сирии и на Украине.
— Говорят, что, когда заговорили пушки, музы молчат. А вот нет, не молчат. Мне захотелось как художнику высказать свою позицию и сделать некие творческие работы, такое своеобразное осмысление и одной войны, и второй. Это наша современность встречает зрителя, сегодняшний день, — пояснил художник.
Очень узнаваемый сюжет, дающий возможность оценить авторский взгляд на происходящие события, встречает нас на входе в выставочный зал. Масштабное полотно изображает российских военных, собравшихся за импровизированным столиком где-то среди песков. Они вместе что-то пишут и от души хохочут. Картина называется «Письмо недругам России». Это прямой отсыл к картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сюжет выглядит ироничным и даже веселым, хотя количество оружия у героев полотна ясно дает понять, что бойцы — на службе. Уже другие эмоции ожидают зрителя у серии картин, посвященных СВО. Здесь и разрушенная пятиэтажка, и наши бойцы с автоматами посреди обломков того, что раньше было городом. Около самого масштабного полотна с названием «Воины России» стоят гвоздики в вазе. Смотрители говорят, что принес кто-то из посетителей.
В работах Нестеренко нет наигранности или фальшивого пафоса, характерного для творчества отдельных деятелей искусства, ставших в одночасье ярыми патриотами. Возможно, дело и в том, что свои сюжеты художник берет не из головы, а привозит из горячих точек. Он лично был как в Сирии, так и на Донбассе. Впрочем, полотна живописца посвящены событиям не только настоящего, но и прошлого. Один из залов Манежа полностью отдан теме Первой мировой войны. Одной из самых ярких работ здесь является полотно «Мы — русские, с нами Бог!». Его сюжет посвящен подвигу русских защитников крепости Осовец. Для того чтобы взять крепость, немцы применили отравляющий газ. Несколько тысяч баллонов с ядом были выставлены вдоль стены. «Все живое было отравлено насмерть, вся зелень была уничтожена, листья на деревьях пожелтели, свернулись и опали, трава почернела», — вспоминал участник обороны Осовца.
После газовой атаки немцы открыли ураганный огонь из тяжелых орудий, а затем двинулись на
зачистку крепости. Снабженные противогазовыми масками, вооруженные дубинками с гвоздями для добивания русских, солдаты ландвера абсолютно не ожидали, что на них из клубов дыма обрушится русская пехота — остатки 13-й роты 226-го Землянского полка, обмотанные тряпками и жутко кашляющие.
Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка. Это сражение вошло в историю как «атака мертвецов».
Есть здесь и триптих, посвященный Великой Отечественной войне. На картине «Непокоренный» изображен старший старшина Ю. А. Фомичев. Героиней второй работы «Сестра милосердия» стала Л. П. Бушева, медсестра, прошедшая всю войну. А центральное полотно показывает мальчика и девочку в пилотках на фоне военного пейзажа. Этой работой художник будто выразил надежду на преемственность памяти о подвиге предков.
Помимо военных у Нестеренко есть и огромное количество мирных, где-то даже бытовых сюжетов: русская деревня накануне Рождества, девушка за чаепитием. На столе самовар, шоколадные конфеты и варенье в литровых банках. На плечах девушки павловопосадский платок, а за окном — зимняя Москва.
— Вот только так и нужно пить чай, — замечает пожилая посетительница выставки, глядя на картину. Затем, обращаясь ко мне, говорит: — Я купила маленькую репродукцию этой работы еще 20 лет назад. И с тех пор она украшает мою кухню и напоминает мне, чтобы я не расслаблялась. И я накрываю стол красивой скатертью, ставлю чайник, кладу конфеты и пряники по вазочкам и зову сестер!
А затем, шутливо погрозив мне пальцем, добавляет:
— И ты традицию не теряй. Не надо этих пакетиков одноразовых. И одноразовых разговоров в чатах ваших — тоже. Сейчас на рынке самовары всякие разные есть. Заваривай чай, зови подруг — пусть традиция нашего русского чаепития продолжается…
НА ЗАМЕТКУ
18 мая в Третьяковской галерее открылась выставка «Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова». Она будет проходить на Крымском Валу, 10, залы 39–42.