Музыка оживит песочные картины
Кафедральный собор в Басманном районе стал площадкой для необычного концерта
В Кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла сливаются воедино музыкальные произведения Антонио Вивальди и полотна Марка Шагала, написанные... песком. Полет человека над землей, полет музыки над обыденностью.
Всего один шаг вперед — и жаркая, шумная Москва остается за тяжелой деревянной дверью. Просторный зал собора наполняет прохлада. Белоснежные колонны взмывают вверх, упираясь в высокий сводчатый потолок. Невольно стараюсь идти тише, чтобы не нарушить тишину.
В ожидании концерта «Времена года — органная версия», который проводится в рамках проекта «Звучащие полотна», рассматриваю искусно сделанные витражи, как вдруг...
тишина взрывается.
Радостно, громко звучит скрипка, ей вторят нежная виолончель и торжественный орган.
«Четыре времени года» Антонио Вивальди переносят меня в Венецию, залитую ярким солнечным светом.
А вот и сам мастер — трепетно водит смычком по струнам, творит свой собственный мир, где скрипка — не просто музыкальный инструмент, это голос Бога.
Тем временем на наших глазах рождается еще одно чудо — на белоснежной стене собора, прямо под куполом, появляются первые разноцветные штрихи. Несколько минут — и зал восхищенно аплодирует. Два человека, оторвавшись от земли, летят в воздухе. Это «Над городом» — одно из самых известных полотен Марка Шагала, созданное в необычной технике. Художница Лилия Чистина нарисовала картину песком. Одно полотно сменяет другое, завораживая своими красками, навевая немного грустное и благоговейное настроение.
Но вот концерт окончен, и я подхожу к Лилии — хочется разузнать секреты ее мастерства. Она создает картины не на бумаге, а на небольшом стеклянном столике. Жаль, но живут они недолго. Песок — как живой организм, перетекает и создает новые образы.
— Я рисую песком уже 10 лет. Пристрастилась к этому материалу, еще когда училась в Государственной академии славянской культуры на художникаживописца, — признается Лилия. — Он похож на акварель — как ляжет, так ты его и вырисовываешь.
Самое трудное в рисовании песком, по словам девушки, — это овладеть техникой. Важно думать не только о светотени, но и о том, как передать характер картины.
Песком, кстати, сегодня рисуют многие художники. Лилия предпочитает работать руками, а не специальными палочками — так лучше чувствуется материал, говорит она.
— Сегодня я рисовала несколько картин Марка Шагала под композиции Антонио Вивальди, — пояснила Лилия Чистина. — Вернее, не точные полотна художника, а их интерпретации.
Я немного преобразовала шедевры великого мастера.
А весь процесс тем временем проецировался на стену собора.
Перед первым выступлением, признается девушка, она очень нервничала и много тренировалась. Сейчас Лилия прорисовывает картины за час до концерта — этого времени ей хватает, чтобы найти нужное настроение для выступления
Факты
Морской песок плохо подходит для песочной анимации, поскольку песчинки слишком круглые и рассыпаются. Профессиональные художники-аниматоры пользуются вулканическим песком. Однако при работе с ним нужно беречь руки — он пересушивает кожу.
Главное, что отличает песочную анимацию от других схожих направлений, — это светящаяся поверхность, которая служит для нанесения изображений. Именно при наличии подсветки изображение обретает необходимые контрастность и выразительность, «оживает».