На деревню дедушке, Константину Макарычу: история российской почты
Второе воскресенье июля — особенный день для всех сотрудников почтовой сети. С 1994 года в России отмечается День российской почты — праздник, история которого восходит к древним векам, когда основным способом письменного общения являлись берестяные грамоты.
Первые записи на коре березы специалисты относят к XI веку. Материал был недорогим, поэтому часто встречался в личных переписках и записях. В случае составления официального документа предпочтение отдавали пергаменту, то есть обработанной коже животных.
Росла потребность в людях, которые могли бы заниматься доставкой отправлений из одной точки в другую. К XIII веку на Руси появилась специальная служба, занимавшаяся перевозкой корреспонденции. Система получила название ямская гоньба. Отправления доставлялись на лошадях, вдоль дорог располагались станции для содержания животных и отдыха ямщиков.
Постоянная связь между отдаленными пунктами стала возможной благодаря этим станциям. В XV веке казенные отправления контролировались московским князем и нуждались в обязательной декларации. На дорогах можно было встретить гонца, который развозил грамоты, а позже для контроля всех почтовых перевозок был создан ямской приказ.
Почтовые станции поддерживали в надлежащем порядке, постепенно разрасталась дорожная сеть. Жители столицы получили новую возможность: наладилось почтовое сообщение не только внутри государства, но и с другими странами. Первая такая артерия возникла между Москвой и Ригой.
Архангельск, Санкт Петербург, города Сибири, — почтовая сеть постепенно распространялась по территории всей страны. По приказу Петра I в Москве в 1711 году появился Императорский почтамт. Первоначально учреждение отвечало за один округ, но постепенно начали отправляться и новые зоны доставки. Письма из Москвы отправлялись за рубеж и другие города в пределах государства.
Вместе с тем росла вместительность почтовых экипажей, срок доставки писем постепенно сокращался. В крупных городах открывались новые почтовые учреждения, что позволяло быстрее сортировать отправления и доставлять их адресатам. Для упрощения системы в середине XIX века был введен специальный тариф, который определял стоимость отправления в зависимости от его веса, а не расстояния до адресата. Повсеместно появлялись сотни почтовых ящиков и точек для продаж почтовых марок.
Широкое распространение получила полевая и военно-полевая почта. Письма пересылалась из одной войсковой части в другую, что позволяло поддерживать сообщение между армиями в период военных конфликтов. Все отправления подвергались цензуре, чтобы враг не узнал о дислокации войск, и помечались специальным штампом, после чего могли отправляться к адресату.
Основной толчок развития российской почты пришелся на конец прошлого века. Тогда руководством страны было принято решение об оптимизации работы учреждений по всей России. Открывались территориальные центры, ответственные за конкретный регион, появились услуги курьерской доставки и оформления пенсий. К отправке окончательно подключили вокзалы и аэропорты.
Сейчас услуги по пересылке корреспонденции осуществляет основанная в 2002 году компания «Почта России». Пользователи могут отслеживать свои оформления на сайте учреждения, рассчитывать примерную стоимость доставки онлайн, консультироваться с интернет-справочниками, где содержатся данные об адресах и индексах. Почту доставляют поездами и самолетами, процесс сортировки максимально отлажен, в офисах компании вводится система электронной очереди, чтобы уменьшить количество времени, которое люди проводят в очередях.
Возможно, не все сервисы работают максимально оперативно, однако система доставки совершенствуется с каждым годом. Возвращается доверие населения к почте, растет спрос на отправку корреспонденции по всей стране и за рубеж. Письма становятся не альтернативой интернету на случай, если во всем мире внезапно пропадет сеть, а самодостаточным средством, которое ни за что не сравнится с виртуальным общением.