Начало "Кольца"
Существует легенда, которая гласит, что Иосиф Сталин поставил кружку чая на план развития метро. На бумаге остался след, окольцовывающий центр столицы. После чего было принято решение построить кольцевую линию метро. Завершилось строительство ровно 62 года назад - 14 марта 1954 года.
Первый участок Кольцевой линии, от станции «Парк Культуры» до станции «Курская», открыли в 1950 году. Станция «Парк Культуры» изначально создавалась для перевозки пассажиров до одноименного парка. Своим помпезным, шикарным видом, с колоннами, мрамором и лепниной, станция обязана известному советскому архитектору Игорю Рожину. У станции также имеется вестибюль, построенный скульптором Георгием Мотовиловым.
В том же году была построена одна из самых красивых и сложных по архитектуре станций - «Курская». Название объясняется очень просто: станция находится рядом с Курским вокзала. Внешний вид станции, с белым и красным мрамором, гранитом, узором габбро, передает торжественное настроение послевоенных лет. Центр зала украшает знаменитая колонна «Каменный цветок». Станция имеет пересадки на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии и станцию «Чкаловская». На полную реконструкцию «Курскую» закрывали в 2008 году.
В составе участка «Курская» и «Парк Культуры» в 1950 открыли станцию «Таганская». Она стала площадкой для испытаний новых поломоечных машин в том же году. «Таганская» славится пилонами с панно военной тематики. Еще одна особенность станции – люстры известного советского архитектора Абрама Дамского.
Станция метро «Октябрьская» также является пилонной станцией, и построена в том же, 1950 году. В главном павильоне возвышается грандиозная триумфальная арка, украшенная снаружи барельефными фигурами мужчин и женщин, облачённых в форму Советской Армии военной поры. Такая задумка объясняется тем, что станция создавалась как торжественный реквием павшим в Великой Отечественной войне.
«Павелецкую» станцию построили возле Павелецкого вокзала, но это единственная станция кольцевой линии, которая не имеет выхода к нему. Зал станции декорирован изнутри мозаичным панно на тему единства советских рабочих и крестьян.
Между станциями «Павелецкая» и «Октябрьская» построили, тогда еще «Серпуховскую», станцию метро. В 1961 ее переименовали. Сейчас станция носит название Добрынинская: в память участника Октябрьской революции, одного из организаторов Красной Гвардии Замоскворечья Петра Григорьевича Добрынина. Его бюст установлен перед входом в наземный вестибюль.
Станции «Белорусская», «Новослободская», «Комсомольская», и «Проспект Мира» впустили первых пассажиров в 1952 году.
Станция «Белорусская» славится шикарными и неповторимыми барельефами на вестибюлях, которые изображают торжество советского народа-победителя. Выполнили их легендарные советские скульпторы Михаил Рабинович и Моисей Слоним.
В составе участка «Курская» - «Белорусская» находится станция «Новослободская». Она является последней работой архитектора Алексея Душкина. Она имеет статус объекта культурного наследия России. Название получила по одноименной улице. У станции есть вестибюль, который напоминает античный храм. «Новослободская» славится шикарной архитектурой, рельефной лепниной, массивными колоннами, и, конечно подсвеченными витражами. Насчитать их на станции можно 32.
Станция «Проспект Мира» также входит в состав «Курская» - «Белорусская». Расположена в самом начале Проспекта Мира, отсюда и название. Ранее называлась «Ботанический сад», но в 1966 была переименована. Архитектор Аркадий Аркин соорудил для станции вестибюль, с пальмообразными колонами, который встроили прямо в жилой дом. Кроме того, стену станции напротив эскалатора украшает известное панно «Матери и ребенка».
Ровесница «Проспекта Мира» - «Комсомольская». Станция имеет вестибюль с купольным аванзалом. Архитектура станции – апофеоз сталинского ампира. Нельзя не заметить грандиозность, помпезность выполнения. В тупиковом торце расположен бюст Ленина.
В 1954 году открыли станцую «Кранопресненскую», между «Киевской и «Белорусской». Павильон станции, выполненный по проекту главного советского архитектора Каро Алобяна. Это трёхсводчатая пилонная станция глубокого заложения. Станцию украшает светлый мрамор и красный гранит.
Самая поздняя станция кольцевой линии метро «Киевская». Ее открыли в 1954 году. Она замыкает линию. При планировании станции был объявлен конкурс, было представлено около 40 проектов, и только те, что предложили киевляне понравилось первому секретарю Никите Сергеевичу Хрущеву. Украинские архитекторы украсили станцию многочисленными мозаиками. Они украсили 18 пилонов. Главны ми темами мозаик послужила история Украины и дружбы украинского и русского народов.