Надежная защита главной крепости
9 октября свой день рождения отметила Специальная пожарная охрана России. Уже 76 лет под ее надежным крылом особо важные учреждения, режимные предприятия, объекты культурно-исторического наследия. За пожарную безопасность в самом сердце России отвечает специальный отдел № 6.
Постройки Московского Кремля и в грустную осеннюю погоду не теряют своей торжественной нарядности. Начальник специального отдела № 6 Специального управления ФПС № 20 МЧС России Валерий Кротов признался, что мысли об этой красоте ему добавляют чувства особой ответственности. Каждый сантиметр Кремля круглосуточно контролируют тысячи видеокамер. У каждого здешнего наблюдателя свои приоритетные задачи. Пожарные шестого спецотдела не только следят за соблюдением мер пожарной безопасности, но и проводят все необходимые профилактические мероприятия.
С выбором профессии Валерий Кротов определился еще в школе. Ведь вместе с родителями его воспитывали, можно сказать, сразу две пожарные части: 157-я известной гостиницы «Москва» (к 2014 году ее перестроили. — «МЦ»), которую возглавлял отец Сергей Михайлович вплоть до 2000 года, и специальный отдел № 6, где служила младшим инспектором мама Валентина Васильевна.
Чтобы понять, насколько надежно технически защищены здания Кремля, достаточно взглянуть даже непрофессиональным глазом на гринельную (автоматического пожаротушения) службу Кремлевского дворца. Идеальная чистота и переплетение десятков разноцветных труб.
За исправностью сложной системы следят инженеры. Они всегда на связи с пожарными.
Весь Кремлевский дворец точно на ладони виден из диспетчерской, расположенной по соседству. На дежурстве мы застали инспектора отделения № 1 специального отдела № 6 Владислава Кошевого. Наше внимание привлекла электронная карта схема с множеством горящих зеленых точек.
— Это пожарные извещатели, — пояснил Владислав. — Стоит раздаться сигналу тревоги — электронное полотно оживет, вычленив тревожный сектор, укажет точные координаты происшествия и возможные кратчайшие к нему подходы. Вместе с тем источник возгорания в считаные секунды может быть ликвидирован оросителем одной из систем.
Оценив через монитор обстановку на сцене дворца, мы решили пройти на нее и лично убедиться в наличии оросителей. Репетиция концерта, посвященного Дню работника сельского хозяйства, только начиналась, звукорежиссер проверял фонограмму к выступлению Льва Лещенко, вдруг откуда-то сверху заструился мягкий седой дым...
— Театральный, не вредный, — сразу определил Валерий Сергеевич. — Но и его излишняя концентрация может «разбудить» аспирационные датчики, которые постоянно фильтруют воздух. Несколько таких установлено на колосниках сцены. По их команде включаются оросители. Под одним из них мы и оказались. Хорошо, что датчик не проснулся.
Наконец на самом краю сцены, закинув головы, мы смогли разглядеть далеко вверху белый короб, протянувшийся от края до края в портальной сценической арке — тот самый, что спрятал 60-тонный противопожарный занавес. Никакого оборудования никогда не может быть установлено под линией этого занавеса. А управление им возможно изо всех кулис с помощью пультов.
Наиважнейшие источники сценической жизни, силовые кабели, проходят под многочисленными люками. От их надежности и грамотной эксплуатации напрямую зависит пожарная безопасность Кремлевского дворца.
И все же любую беду, в том числе пожар, легче предупредить, чем победить. Например, все кремлевские концерты, спектакли или представления тщательно согласовываются с пожарными до их премьеры.
Не забыть Валерию Сергеевичу, как на Мосфильме, на выстроенной копии кремлевской сцены специально для пожарных устроили прогон шоу Филиппа Киркорова.
— Очень насторожили нас искрометы в этом спектакле, воспламениться могли и синтетические костюмы, и веера, и перья. Мы пошагово проработали всю программу, вплоть до расстановки на сцене артистов кордебалета — на безопасном расстоянии от искрометов, — точно заново переживал Кротов, — потом сами приборы погрузили в специально оборудованные ниши, прикрыли их решетками, чтобы искры не разлетались.
Валерий Кротов признал, что с Филиппом Бедросовичем приятно сотрудничать: если нужно, тот готов изменить и постановку целых номеров.
Но самых сложных подготовительных мероприятий требуют ежегодные новогодние елки.
Обилие декораций и сложных костюмов, количество задействованных актеров и приглашенных гостей заставляют пожарных спецотдела выходить на дежурство усиленным составом.
Главный пост, конечно, выставляется рядом с зеленой великаншей. Как напомнил Валерий Сергеевич, уже в 80-х годах прошлого столетия живую елку внутри Кремлевского дворца заменила искусственная отечественного производства, сделанная с соблюдением всех требований пожарной безопасности.
Первые консультации с режиссерами, художниками-декораторами начинаются еще летом, во время выездов в мастерские, где конструируются будущие избушки на курьих ножках, лепятся пещеры «Сим-сим» или «выращиваются», например, огромные Змеи Горынычи.
— Пока художественные замыслы нашего новогодья — 2024 держатся в глубокой тайне. Мы тщательно изучаем схемы, материалы, краски. Уже знаем, что в этом году участников елочного представления отправят в путешествие по волшебному тоннелю. Совсем скоро его возведут, и я его пройду одним из первых, — таинственно сообщил Кротов.
КСТАТИ
Как в любой обычной пожарной части, у специального отдела № 6, конечно, всегда наготове полное боевое снаряжение. Есть на кремлевской территории и необходимый автопарк, снабженный противопожарной спецтехникой, на балансе другого подразделения. Все шаги давно просчитаны на несколько десятков вперед…