Опрос

20 декабря 1958 года на Лубянской площади открыли памятник революционеру и партийному деятелю Феликсу Дзержинскому. А Вы знаете, где с 1994 года по настоящее время находится памятник?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Наряды самой модной императрицы 

Портрет Марии Федоровны 1874 года
Портрет Марии Федоровны 1874 года
Портрет Марии Федоровны 1874 года
Портрет Марии Федоровны 1874 года

В Государственном историческом музее открылась выставка «Придворный костюм середины XIX — начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа. Она дала старт серии мероприятий, посвященных 150-летнему юбилею музея. 

В Москву из Санкт-Петербурга приехало 47 костюмов, в числе которых — четыре платья от законодателя европейской моды кутюрье Чарльза Ворта и четыре роскошных наряда от русской портнихи-петербурженки Авдотьи Ивановой. 

Излишества — дурной тон 

Куратор выставки Нина Тарасова
Куратор выставки Нина Тарасова

По словам куратора выставки Нины Тарасовой (на фото), хранителя костюмов Государственного Эрмитажа, каждое платье императрица Мария Федоровна надевала максимум два раза. По статусу ей было не положено появляться в одном и том же наряде на публике, да- же если он стоил состояние. Большая часть нарядов собрания принадлежит Марии Федоровне, супруге Александра III и матери последнего русского императора Николая II.

— Мария Федоровна была иконой стиля того времени, —

Коллекция придворных нарядов на выставке в Историческом музее. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Коллекция придворных нарядов на выставке в Историческом музее. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

объясняет куратор. — Идеальная фигура с талией в 66 сантиметров (это после рождения шестерых детей!) позволяла ей носить экстравагантные наряды. Ей, шатенке с карими глазами, одинаково шли все цвета, поэтому императрица не стеснялась выглядеть ярко. 

Портрет императора Александра III 1886 года
Портрет императора Александра III 1886 года

Поэтому Мария Федоровна одевалась у самых известных модельеров своего времени — Авдотьи Ивановой, Изамбар Шансон и своего любимца — Чарльза Фредерика Ворта. Он создавал для нее не просто платья, а выдающиеся произведения искусства из атласа, бархата и кружев. В отличие от супруги император Александр III не придавал особого значения внешнему виду. Его любимой одеждой был военный мундир. Именно в него он и был облачен большую часть своего времени. В штатском его можно было увидеть разве что в зарубежных вояжах.

Один из этих костюмов тоже представлен на выставке.

— Это неприметный, серого тона, прогулочный костюм в клеточку, — рассказывает Нина Ивановна.

Коллекция придворных нарядов на выставке в Историческом музее. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Коллекция придворных нарядов на выставке в Историческом музее. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

— Он неважно сшит: клетка на спинке «гуляет» так, что современные дизайнеры наверняка возмутились бы, дескать, разве можно так шить для императора? Но они не были знакомы с Александром III, который спокойно относился к внешней атрибутике. Он не любил церемонии. В его царствование при дворе не было проведено ни одного маскарада, просто потому, что Александр III считал, что ни к чему государю представать при дворе ряженым... Поэтому, несмотря на статусные мероприятия, для которых и приобретались дорогие наряды, излишества елизаветинских времен Марией Федоровной не поощрялись. Считалось дурным тоном демонстрировать последние новинки моды, выписанные из Парижа, хотя при дворе было много аристократок вроде Зинаиды Юсуповой, которые могли себе это позволить. 

Сама же императрица подавала пример осознанного отношения к моде, заказывая у модельеров платья с двумя лифами. Один — закрытый, для визитов и дневных мероприятий, а второй — открытый, с укороченным рукавом, — для вечеров и театра. — Это позволяло ей надеть платье несколько раз, — поясняет Нина Ивановна. — И этого же она ждала от придворных дам. 

«Говорящая» шинель 

Помимо нарядов императорской семьи, на выставке можно увидеть костюмы служителей двора:

Коллекция придворных нарядов на выставке в Историческом музее. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Коллекция придворных нарядов на выставке в Историческом музее. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

камерфурьеров, камердинеров, скороходов, придворных арапов. И порой они могут рассказать даже больше, чем платья от Ворта. 

— Почти все вещи придворных имеют принадлежность, например, мундир камер-казака Ундинова или форма камердинера Зеленцова, — объясняет куратор. — Для удобства хранения на подкладках ливрей сотрудники Зимнего дворца надписывали химическим карандашом фамилии «хозяев». 

Так, в залах музея выставлен фрак гардеробщика Яна Вецвагара, бывшего обер-офицера, который после окончания воинской службы поступил на службу в комнаты императрицы Марии Федоровны.

— Служил он до самого конца и после революции 1917 года остался при гардеробе императрицы в Петрограде, — говорит Нина Тарасова. — Усилиями такого скромного чело- века во многом сохранились те богатства, что мы сегодня видим на выставке.

Коллекция придворных нарядов на выставке в Историческом музее. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Коллекция придворных нарядов на выставке в Историческом музее. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Ценность многих костюмов в том, что они способны сохранять память о событиях точнее биографов. Так, форма придворного кондитера после отпаривания может начать источать аромат бурбонской ванили. А на солдатских мундирах времен войны 1812-го до сих пор сохраняется запах костра. 

— Иногда и при осмотре лакейских костюмов случаются интересные находки, — уверяет Нина Ивановна. — Например, в кармане формы придворного швейцара мы обнаружили горсть семечек, а в шинели служителя Петровской галереи — записку с адресом неизвестной женщины. 

СПРАВКА 

Государственный исторический музей отметит 150-летие в 2022 году. Это крупнейший в России

Посетительница Наталья Коваленко рассматривает аксессуары. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»
Посетительница Наталья Коваленко рассматривает аксессуары. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

музей национальной истории и культуры с древнейших времен и до наших дней. В 17 отделах ГИМ хранится более пяти миллионов уникальных экспонатов, что составляет почти десятую часть всего музейного фонда России. Выставка придворных нарядов в музее обещает стать рекордсменом по посещаемости в этом году. Почувствовать запах роскоши монарших особ москвичи смогут до 16 июля. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

АЛЕКСЕЙ  ЛЕВЫКИН 

Директор Государственного исторического музея 

Выставка Государственного Эрмитажа — особое событие в жизни Исторического музея. Мы крайне признательны, что именно Эрмитаж с его уникальной по составу и разнообразию коллекцией костюма стал первым в череде гостей знаковых юбилейных мероприятий, приуроченных к празднованию 150-летия Государственного исторического музея. В символическом смысле эта выставка сможет рассказать посетителям
о первом визите Александра III и Марии Федоровны в музей во время коронационных торжеств 1883 года. 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ 

генеральный директор Государственного Эрмитажа 

Это подарок одного братского музея — другому. Эрмитаж и Исторический музей — главные хранители национальной памяти, дополняющие друг друга экспонатами и различием способов представления истории русской государственности и культуры. Наш подарок тщательно продуман и по сути своей — очень музейный. Мы делимся одним из главных своих сокровищ — коллекцией исторических костюмов, которые по природе своего материала могут выставляться только мимолетно. Потому выставка уникальна. 

Новости партнеров