Юлий Гусман: Наше кино находится на подъеме
Художественный руководитель национальной кинематографической премии «Ника» Юлий Гусман рассказал «МЦ» о состоянии отечественного кинематографа.
Режиссер, ведущий Юлий Гусман трудится в самом центре Москвы, недалеко от Телеграфа на Тверской. Ежедневно он придумывает новые проекты, пишет сценарии и работает как режиссер.
- Юлий Соломонович, что вас радует сегодня и как вы сохраняете позитивный взгляд на мир при такой загруженности?
- Меня всегда радует хорошая погода. Человек я — весенне-летний, любящий тепло, солнце. Вырос в Баку, где даже зимой не было морозов.
- В прошлом году на экран вышли серьезные картины, о которых много спорят. Возможно, слухи о кончине отечественного кинематографа преждевременны?
- Остаюсь оптимистом по поводу российского кино и каждый раз вызываю огонь на себя, утверждая, что наше кино находится на подъеме. Появились хорошие картины для широкого проката. Давно не было таких фильмов, какие снимали Данелия, Рязанов, Гайдай, и вот сейчас, к счастью, они есть. Причем эти фильмы не проваливаются в прокате, конкурируя с американскими, и это большая победа. Они сняты не за очень большие деньги, как блокбастеры, но зато с добрым сердцем и с любовью к кино и к зрителю. Не могу не сказать о том, что у нас прекрасные актеры, талантливые режиссеры, правда, со сценаристами все не так хорошо. Раньше были киноповести, которые печатали в журналах, и их читали как художественные произведения.
Сейчас — в основном технические сценарии. Куда подевались кинодраматурги, сценаристы — не понимаю!
- Алексей Балабанов за день до смерти сказал о том, что «сегодня все пишут в социальных сетях, все писатели, а сценариев хороших нет. Не думаете ли вы, что виртуальный мир убивает талантливые мысли, не давая им развиться?
- Когда-то цех сценаристов был элитарным. Сценаристы считались первыми людьми в кинематографе, и высоко оплачиваемыми. Сейчас сценарии состоят из диалогов и описания места действия. Нет в нем ни чувств, ни стиля, ни литературы.
- Интересно ваше мнение по поводу громких скандалов, связанных с критическими высказываниями наших артистов о жизни в России.
- Напомню, что Россия — демократическая страна, и граждане имеют право говорить то, что думают. Разумеется, без клеветы и оскорблений других людей. Художники могут оступаться, ошибаться, как и все люди, но подвергать их за это травле, уничтожению неправильно. Хотелось, чтобы во главе нашего общества были дружба, единение, толерантность.
- Как вам удается жить и творить, не подвергаясь, как говорил Пастернак, «порче»?
- У каждого из нас немало поводов грустить, обижаться, беситься, агрессивно себя вести. Для меня главное правило — презумпция невиновности, о которой мы часто забываем, обвиняя без доказательств всех и вся. Именно она должна быть поставлена во главу угла.
- Ваши любимые фильмы?
- Их огромное количество. Я фанат кино буквально «с пеленок». Мои любимые фильмы — весь золотой фонд мирового кинематографа.
СПРАВКА
Юлий Гусман родился в Баку 8 августа 1943 года. В институте активно занимался общественной работой и спортом. В 1964 году вместе с друзьями создал самостоятельный бакинский клуб КВН. В течение семи лет был капитаном сборной команды Баку, не проигравшей с 1967 по 1972 год ни одной игры.С 1988 года живет и работает в Москве.
В 2006 году, после 25-летнего перерыва, вернулся в кино, сняв фантастическую комедию «Парк советского периода».