Опрос

Памятник Александру Пушкину перенесли с Тверского бульвара на Страстную площадь, ныне Пушкинскую, 15 августа 1950 года. Знаете ли Вы, какое сооружение стояло на месте памятника?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Наследие «неизвестного»

19 сентября 2022 года. Инна Войтова показывает эскиз панно под названием «Город». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
19 сентября 2022 года. Инна Войтова показывает эскиз панно под названием «Город». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
19 сентября 2022 года. Инна Войтова показывает эскиз панно под названием «Город». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
19 сентября 2022 года. Инна Войтова показывает эскиз панно под названием «Город». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Почти век в Бахрушинском музее хранились эскизы росписей для Казанского вокзала. Считалось, что их сделал «неизвестный художник». И вот теперь удалось установить его личность. Оказалось, автором был князь Сергей Александрович Щербатов.

Сделать открытие помогла рутинная, но такая важная работа: сейчас в Бахрушинском музее идет комплексная сверка предметов и коллекций из его фондов. Изучая собрания живописи и графики, старший научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов Инна Войтова обратила внимание на эскизы, которые в принципе не относятся к музею, посвященному театральному искусству

— Я заинтересовалась: почему вдруг Казанский вокзал и «неизвестный художник»? — рассказывает она.

Старший научный сотрудник провела исследование и выяснила, что вместе с участниками творческого объединения «Мир искусства» и близкими их кругу художниками, среди которых Бенуа, Билибин, Рерих, к оформлению вокзала привлекли и князя Щербатова. Он должен был расписать зал ожидания первого класса. Подтверждение этому она нашла в его мемуарах.

— Можно сказать, что эта работа по росписям Казанского вокзала стала первым профессиональным выступлением Щербатова в качестве художника, — продолжает Войтова. — До этого его больше знали как коллекционера и мецената. Так как же князь попал в команду художников, которых пригласили расписывать вокзал? Не последнюю роль в этом сыграли личные связи. Щербатов был дружен с Владимиром фон Мекком — племянником Николая Карловича фон Мекка, председателя правления Московско-Казанской железной дороги. Именно он утверждал и архитектурные, и художественные проекты для будущего вокзала. Об этом свидетельствуют его подписи, оставленные на эскизах в январе 1917 года.

— Но в конкурсе участвовали многие художники. И если бы проекты князя не понравились, никакие связи ему бы не помогли, — подчеркивает Инна Войтова. — Николай Карлович приходил смотреть первоначальные эскизы домой к Щербатову вместе с художником Михаилом Нестеровым, который высоко отозвался о работе князя.

Всего в Бахрушинском музее хранятся пять рисунков Щербатова, три из которых — части макета живописного оформления зала ожидания. Старшему научному сотруднику еще предстоит выяснить, почему они попали именно к ним в музей, но есть в них что-то театрально-сказочное. Синий сводчатый потолок, «увитый» золотыми виноградными лозами, напоминает царскую палату. Красочные эскизы двух панно выглядят как зарисовки сценок из какого-нибудь спектакля. На одном из них, под названием «Промысел», изображены люди, которые на плотах перевозят бочки по реке. — Вверху изображен мост, по которому идет достаточно условно прописанный паровоз. Видите, дым от него? — обращает внимание на детали Инна Войтова. — И город — на другой стороне реки.

Крупный город во всей красе представлен на втором панно. Здесь есть и торговые ряды, у которых кипит жизнь, и лошади, доставляющие товар.

У художника было еще и третье панно — «Деревня». Но где находится эскиз, неизвестно. Возможно, однажды он найдется в другом музее или даже в частной коллекции. Есть версия, что после революции работы князя Щербатова утекли за границу. — Перед нами уникальные памятники, которые могут рассказать о первоначальном замысле роскошного оформления Казанского вокзала, — говорит Инна Войтова. — После революции тематика росписей изменилась. Оформление стало более аскетичным. В каких-то помещениях, в частности в зале ожидания первого класса, в принципе отказались от сюжетных росписей.

Интерьеры вокзала, которые мы видим сейчас, далеки от того, что задумывали архитектор Алексей Щусев, приступивший к работе в 1913 году, и привлеченные к проекту художники. На двух оставшихся эскизах из собрания Бахрушинского музея представлены росписи боковых стен зала ожидания первого класса. Декоративные рисунки выполнены темперой и гуашью. У них нет определенного сюжета, но каждая деталь раскрывает тему крестьянского быта.

— Жаль, конечно, что не удалось воплотить эти росписи, ведь их темы, по сути, не противоречили советской идеологии, — считает Войтова.

Увидеть эскизы можно будет на тематической выставке, которую музей планирует провести в ближайшее время.

Новости партнеров