Опрос

Международный день цирка отмечается 20 апреля. А вы знаете, сколько лет Юрий Никулин проработал в цирке?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Наследие «неизвестного»

19 сентября 2022 года. Инна Войтова показывает эскиз панно под названием «Город». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
19 сентября 2022 года. Инна Войтова показывает эскиз панно под названием «Город». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
19 сентября 2022 года. Инна Войтова показывает эскиз панно под названием «Город». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»
19 сентября 2022 года. Инна Войтова показывает эскиз панно под названием «Город». Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Почти век в Бахрушинском музее хранились эскизы росписей для Казанского вокзала. Считалось, что их сделал «неизвестный художник». И вот теперь удалось установить его личность. Оказалось, автором был князь Сергей Александрович Щербатов.

Сделать открытие помогла рутинная, но такая важная работа: сейчас в Бахрушинском музее идет комплексная сверка предметов и коллекций из его фондов. Изучая собрания живописи и графики, старший научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов Инна Войтова обратила внимание на эскизы, которые в принципе не относятся к музею, посвященному театральному искусству

— Я заинтересовалась: почему вдруг Казанский вокзал и «неизвестный художник»? — рассказывает она.

Старший научный сотрудник провела исследование и выяснила, что вместе с участниками творческого объединения «Мир искусства» и близкими их кругу художниками, среди которых Бенуа, Билибин, Рерих, к оформлению вокзала привлекли и князя Щербатова. Он должен был расписать зал ожидания первого класса. Подтверждение этому она нашла в его мемуарах.

— Можно сказать, что эта работа по росписям Казанского вокзала стала первым профессиональным выступлением Щербатова в качестве художника, — продолжает Войтова. — До этого его больше знали как коллекционера и мецената. Так как же князь попал в команду художников, которых пригласили расписывать вокзал? Не последнюю роль в этом сыграли личные связи. Щербатов был дружен с Владимиром фон Мекком — племянником Николая Карловича фон Мекка, председателя правления Московско-Казанской железной дороги. Именно он утверждал и архитектурные, и художественные проекты для будущего вокзала. Об этом свидетельствуют его подписи, оставленные на эскизах в январе 1917 года.

— Но в конкурсе участвовали многие художники. И если бы проекты князя не понравились, никакие связи ему бы не помогли, — подчеркивает Инна Войтова. — Николай Карлович приходил смотреть первоначальные эскизы домой к Щербатову вместе с художником Михаилом Нестеровым, который высоко отозвался о работе князя.

Всего в Бахрушинском музее хранятся пять рисунков Щербатова, три из которых — части макета живописного оформления зала ожидания. Старшему научному сотруднику еще предстоит выяснить, почему они попали именно к ним в музей, но есть в них что-то театрально-сказочное. Синий сводчатый потолок, «увитый» золотыми виноградными лозами, напоминает царскую палату. Красочные эскизы двух панно выглядят как зарисовки сценок из какого-нибудь спектакля. На одном из них, под названием «Промысел», изображены люди, которые на плотах перевозят бочки по реке. — Вверху изображен мост, по которому идет достаточно условно прописанный паровоз. Видите, дым от него? — обращает внимание на детали Инна Войтова. — И город — на другой стороне реки.

Крупный город во всей красе представлен на втором панно. Здесь есть и торговые ряды, у которых кипит жизнь, и лошади, доставляющие товар.

У художника было еще и третье панно — «Деревня». Но где находится эскиз, неизвестно. Возможно, однажды он найдется в другом музее или даже в частной коллекции. Есть версия, что после революции работы князя Щербатова утекли за границу. — Перед нами уникальные памятники, которые могут рассказать о первоначальном замысле роскошного оформления Казанского вокзала, — говорит Инна Войтова. — После революции тематика росписей изменилась. Оформление стало более аскетичным. В каких-то помещениях, в частности в зале ожидания первого класса, в принципе отказались от сюжетных росписей.

Интерьеры вокзала, которые мы видим сейчас, далеки от того, что задумывали архитектор Алексей Щусев, приступивший к работе в 1913 году, и привлеченные к проекту художники. На двух оставшихся эскизах из собрания Бахрушинского музея представлены росписи боковых стен зала ожидания первого класса. Декоративные рисунки выполнены темперой и гуашью. У них нет определенного сюжета, но каждая деталь раскрывает тему крестьянского быта.

— Жаль, конечно, что не удалось воплотить эти росписи, ведь их темы, по сути, не противоречили советской идеологии, — считает Войтова.

Увидеть эскизы можно будет на тематической выставке, которую музей планирует провести в ближайшее время.

Новости партнеров