Наследие Островского в надежных руках
Недалеко от станции метро «Третьяковская», в одном из дворов на улице Малая Ордынка, стоит отличающийся от всех ближайших построек дом № 9. Это филиал Государственного центрального театрального музея имени А. Бахрушина — Дом-музей А. Островского. Заведует им Светлана Семиколенова.
Серо-голубое двухэтажное деревянное здание в теплое время года сразу даже не заметишь — постройка утопает в зелени. Но и зимой можно представить, как красиво здесь весной и летом. Именно с рассказа о саде начинает для меня экскурсию Светлана Викторовна. Растения тут подобраны так, будто около музея разбили бабушкин сад у деревенского дома. Семиколенова шутит, что даже перестала ездить на дачу — природный уголок есть прямо на работе.
— У нас здесь цветет пышная сирень, розы, даже растет виноград. Многие люди приходят сюда просто погулять на территории музея — тут всегда уютно, — говорит Светлана Викторовна.
Она работает в Бахрушинском музее 32 года. О карьере в сфере культуры Светлана Викторовна задумалась после школы и поступила в Московский государственный историко-архивный институт на факультет исторических архивов.
— Я точно знала, что не буду работать по технической специальности. Хоть и училась в физико-математической школе. Закончила ее, кстати, с серебряной медалью. Одна «четверка» у меня была по физике, — признается Светлана Викторовна.
Еще в школе девушка дополнительно занималась русским языком и литературой. На курсах ее учили разговаривать так же четко, как дикторы. Светлана считает, что каждый русский человек должен общаться на родном языке, не совершая ошибок в ударении или значении слов.
— Я регулярно пролистывала словарь Розенталя, чтобы освежить в голове знания. А сейчас я до сих пор поправляю людей из своего окружения, если они допускают ошибки. Но делаю это аккуратно и тактично, — с улыбкой признается Светлана Семиколенова. — Особенно сотрудникам музея очень важно говорить грамотно.
Работа мечты
На 3-м курсе института Светлана Викторовна выбрала специализацию «источниковедение». Это направление непосредственно связано с музейной деятельностью. Тогда у Семиколеновой появилась мечта. Девушка хотела работать именно в Бахрушинском театральном музее. Мечта осуществилась. Но через несколько лет. Только после окончания учебы, работы по распределению и декретного отпуска, в 1987 году, Светлана Викторовна вступила на должность младшего научного сотрудника в этом музее. А помог ей в этом... Федор Шаляпин.
В течение всей жизни Семиколенова увлекалась музыкой. Женщина изучила творчество Федора Ивановича Шаляпина: в институте написала курсовую о жизни певца, потом опубликовала статьи, защитила диссертацию и стала кандидатом искусствоведения.
— Когда я пришла в Бахрушинский музей, нужно было подготовить обзорную экскурсию. Я честно сказала заместителю директора по науке, что об истории театра мне еще нужно узнать побольше, а вот по экспозиции, посвященной Шаляпину, я могу водить экскурсии хоть сейчас. Тогда мне и пригодились знания о Федоре Ивановиче и умение грамотно говорить на родном языке. Поэтому во время первых своих экскурсий я рассказывала о любимом артисте, — говорит Светлана Семиколенова.
Из-за своего увлечения творчеством Шаляпина Светлана Викторовна решила перейти работать в музей имени М. Глинки.
— На небольшой период я уходила из Бахрушинского. Интересный факт — перед увольнением я работала с одним проектом в Доме Островского. Именно в этот филиал Бахрушинского музея я и вернулась после временного отсутствия, — делится Светлана Викторовна.
Атмосфера семейного быта
Свое место работы женщина любит всей душой. Это видно по тому, с каким вниманием она относится ко всем сотрудникам, посетителям и экспонатам. Каждый день Светлана Викторовна проверяет, как выглядят залы, в каком состоянии выставки, чисто ли в помещениях. Еще в музее проводят разнообразные мероприятия, их организацией и занимается Семиколенова вместе с коллегами.
— Нам тут точно не бывает скучно, постоянно что-то происходит, много народу, экскурсии, — говорит Светлана Семиколенова. — Скоро планируют отреставрировать здание, сейчас обговариваем, как все будет проходить. Не хотелось бы, чтобы тут изменилась атмосфера.
Дому-музею А.Н. Островского — 35 лет. До открытия выставочного пространства здесь было жилое здание. Помещения отремонтировали, выбрали концепцию, разместили экспонаты. Многие из них — подлинные, а некоторые — типология. Это значит, что такие вещи могли бы быть в доме семьи Островского, их разместили тут для воссоздания быта 20-х годов XIX века.
На первом этаже музея находится Красная гостиная, подобная тем комнатам, где драматург читал свои первые произведения. Еще тут есть кабинет отца драматурга, в котором стоит книжный шкаф — его передали Дому потомки Александра Островского. Осмотрев столовую и спальню, можно подняться на второй этаж. Здесь у каждой комнаты своя экспозиционная тема. Некоторые помещения передают атмосферу пьес драматурга. А в зале стоит верстак писателя и другие его личные вещи: печатка, тюбетейка и шкатулка.
Любить свое дело
Супруг Светланы Викторовны Геннадий и дочь Людмила поддерживают ее, хотя они и далеки от музейных дел. Геннадий по профессии военный, Людмила — геолог.
— Когда дочь училась в школе, она как-то раз пришла после уроков и рассказала о своем разговоре с одноклассниками. «Мама, оказывается, почти все родители моих друзей не любят свою работу, а ты отличаешься от них», — сказала Людмила. Мне тогда действительно стало понятно и приятно, что я занимаюсь делом своей жизни. И работаю с удовольствием, — утверждает Светлана Викторовна.