Опрос

24 ноября в России отметят День матери. А Вы знаете, какой из указанных фактов неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Настенный гарем торговца шелком

Архитектурную ценность сохранят. Фото: Наталия Нечаева, Вечерняя Москва
4 марта 2021 года. Дом Аминезарба на Старой Басманной, 15, ожидает реставрация. Но за строительными лесами и сетками он скроется не скоро: на момент подписания номера еще разрабатывали проектную документацию. Фото: Наталия Нечаева, <em>«</em>Вечерняя Москва<em>»</em>
4 марта 2021 года. Дом Аминезарба на Старой Басманной, 15, ожидает реставрация. Но за строительными лесами и сетками он скроется не скоро: на момент подписания номера еще разрабатывали проектную документацию. Фото: Наталия Нечаева, <em>«</em>Вечерняя Москва<em>»</em>
4 марта 2021 года. Дом Аминезарба на Старой Басманной, 15, ожидает реставрация. Но за строительными лесами и сетками он скроется не скоро: на момент подписания номера еще разрабатывали проектную документацию. Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

На днях стало известно, что предстоит капитальный ремонт дома No 15, строение 2, по Старой Басманной улице (Басманный район). Он был построен в 1902 году и тогда использовался как доходный, а сейчас — как жилой.

В судьбе дома переплелись мотивы Востока и Запада. Заказал его постройку подданный Персии (нынешнего Ирана). Происхождение архитектора было немецкое, причем, возможно, он работал еще и в соавторстве с коллегой шотландских кровей. А стиль, в котором выдержано здание, напоминает голландский.

Восточный размах

У заказчика было диковинное для русского слуха имя — Аджи Мамед Усейн ага Аминезарб. К сожалению, сведений о нем (даже дат жизни) найти не удалось. Известно только, что он торговал хлопком, маслом и шелком. И торговал успешно — судя по тому, что решил построить в Москве длинный пятиэтажный дом для сдачи в аренду квартир и части складских помещений.

А вот имя того, кому купец заказал проект дома, прочно вписано в историю отечественной архитектуры. Василий Васильевич (Вильгельм Иоганн Христиан) Шауб (1861–1934) сегодня считается одним из мэтров модерна и неоклассицизма.

РОЗЕТКИ
Лепные композиции в виде цветов (в данном случае — даже букетов) по обе стороны окон в центре фасада.

Таинственный соавтор

Дом азиатского подданного похож на образцы североевропейской архитектуры. Архитектор чуть-чуть отстал от моды — может быть, намеренно.

— Здание причисляют к памятникам модерна, — говорит москвовед Александр Фролов. — Но, как мне кажется, на фасадах других зданий в этом стиле меньше лепнины, и размещалась она в основном в важных местах: на карнизах или входных группах. А здесь она разбросана по всему фасаду. Это черта предыдущего этапа в развитии архитектуры — историзма (эклектики).

Возможно и другое объяснение стилевых странностей дома — озорное. Обилие маскаронов (женских масок) на фасаде в сочетании с происхождением заказчика вызывает невольную ассоциацию с гаремом...

Еще одну загадку, связанную с историей дома, загадал бло- гер из Санкт-Петербурга, подписывающийся «Алексей von Fricken». На форуме сайта Citiwalls.ru он привел информацию, что «в журнале «Зодчий» от 1904 года No 9, стр. 97, перспективный рисунок дома подписан петербургским архитектором

К. Э. Маккензеном» (запись от 14 марта 2016 года, орфография оригинала. — «МЦ»). Был ли Карл Эрнестович Маккензен, зодчий шотландского происхождения, соавтором проекта, или Шауб использовал его идеи, пока выяснить не удалось.

Смерть молочницы

Разумеется, за 119 лет дом понес множество потерь. Витринные проемы на первом этаже (он занят магазинами и

МАСКАРОНЫ
Их в этом доме больше, чем в других образцах модерна. Даже на этом маленьком фото видно, что они нуждаются в реставрации.

салонами) были растесаны. На правом аттике утрачены балконы и лепнина, с восточного аттика исчез маскарон. У женского лица над центральной частью фасада на подбородке можно разглядеть черную вмятину: будто надзирательница гарема неаккуратно проучила провинившуюся одалиску...

Некоторые разрушения декора становились трагедией не только для ценителей архитектуры, но и для прохожих. Пользовательница сайта Pastvu.com Марина Мишечкина утверждает, что слышала от неких «стариков»: однажды отколовшийся кусок лепнины приземлился на голову торговки молоком, присевшей отдохнуть возле стены. Эта история наверняка случилась (если вообще случилась) до войны: все-таки продажа молока вразнос по квартирам в Москве — примета скорее первой половины ХХ века.

Попасть в переплет

Дом на Старой Басманной пока не входит в список объектов культурного наследия. Поэтому реставрировать его будут в рамках «региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

— Планируется привести в порядок фасады, подъезды, отремонтировать крышу, обновить устаревшие инженерные коммуникации — сети водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения, — перечислял в заявлении прессе заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта Илья Байдужий.

Москвовед Александр Фролов считает, что на фасаде наряду с лепниной и балконами хорошо бы восстановить другую деталь внешнего облика — оконные переплеты начала ХХ века.

— Конечно, здесь надо договариваться с собственниками квартир, — рассуждает Александр Фролов. — Так что проблема эта не только эстетическая, но и хозяйственная.

КСТАТИ

Фамилия первого владельца дома в современных источниках часто пишется как «Аминезарба». Между тем она звучала как «Аминезарб» и в дореволюционных источниках почему-то даже не склонялась. Например, в справочнике «Вся Москва» на 1906 год адреса квартиросъемщиков этого дома выглядят как «Ст. Басманная, д. Аминезарбъ».

Новости партнеров