Найти смыслы реальности школьники должны сами
Новые учебники истории, созданные по единому историко-культурному стандарту, написаны. С 1 сентября школьников 6–10-х классов начнут учить уже по ним. Историки, политологи, духовенство, общественные лидеры больше года спорили о методах, фактах и теориях, которые следует включать в учебник.
Меня как родителя волнует, какие сведения будут содержать новые учебники. Ведь история — это не просто знание основных дат, а формирование достоинства через отношение к своим предкам и стране.
Мне показалось странным, почему в учебниках не представлены основные теории альтернативной истории? Пришлось искать в интернете мнения тех, кто новые учебники создавал, и тех, кто их уже прочитал.
Вот основные «ужасы», изложенные в сети блогерами. Вместо «Киевской Руси» период раннего Cредневековья в учебнике назван «Древнерусским».
Вместо «монголо-татарского ига» теперь «Золотоордынское иго». «Роль церкви преувеличена». «Сталин — кровавый тиран: тема не раскрыта»... И так далее.
Смущает ли меня что-либо в нововведениях? Нет, ведь ясно, что это — историкокультурный стандарт. Жонглеров терминами и понятиями сегодня много. Ребенку же нужна понятная база знаний, некий остов.
При желании 12–17-летний человек узнает по интересной ему теме все мнения за и против.
«Хотите воспитать «хомяка», учите его мыслить шаблонами. Хотите воспитать личность, примите, что мир — вне шаблонов, жизнь — всегда школа, а учителя должны стать мастерами мотивации и навигации в океане информации», — сказал мне как-то в беседе директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.
И, знаете, это очень верно.