Небо, сними шляпу!
В этом году исполняется 60 лет со дня первого полета человека в космос.
Музеи подготовили обширную культурную программу, посвященную этой дате. Первым дал старт «космическому марафону» Театральный музей имени А. А. Бахрушина, где открылась выставка «Полет как мечта».
С первого взгляда непонятно, как связаны театральные афиши XIX века на одной стене музейного пространства с изображениями метеоритов на другой. Оказывается, что все эти артефакты объединяет самая главная мечта человечества — научиться летать! Свою мечту люди с момента их появления на земле пытались воплотить в жизнь самым доступным способом — визуализацией. И эта визуализация нашла свое отражение в наскальной живописи, а чуть позже — в литературе, театре и кино. Неслучайно на экране в зале крутятся кадры одной из первых кинолент в истории — французской комедии «Путешествие на Луну», которая была снята аж в далеком 1902 году.
— До макетов первых космических кораблей оставалось еще полвека, а люди уже создали их прототипы в кинематографе, — замечает художник Сергей Катран.
Свое видение художник выразил в работе «Метеориты».
Она украсила потолок выставочного пространства.
— Слева — огромный камень с очертаниями мужчины, а справа — женщины, — объясняет Сергей Катран. — Мне кажется, что человек прибыл на землю, спрятавшись в большом метеорите, и ему нужно было научиться преодолевать земное притяжение.
И главным «учебным полигоном» для него стал театр.
Как уточняет Дмитрий Родионов, генеральный директор Театрального музея имени А. А. Бахрушина, еще в античном театре появился специальный кран для имитации полета, который назвали эоремой.
— Боги спускались на сцену сверху. Обычно такие полеты они совершали в финале спектакля. Отсюда и возникло выражение «бог из машины». Эти эффекты, несмотря на все исторические перипетии, дошли и до нашего времени, — рассказывает Дмитрий Родионов.
Популяризатором полета в Большом Императорском театре был сценограф Карл Федорович Вальц. В большинстве его постановок так или иначе использовался эффект парения.
— В начале творческой карьеры он оформил балет по своем либретто «Кащей», где герои летали, — рассказывает Дмитрий Родионов. — В других балетах у него летали птицы, пчелы и всякие неземные существа.
Правда, к концу XIX века Вальц с прискорбием констатировал, что эффекты полета стали пользоваться меньшей популярностью, ибо жанр феерии постепенно угасал.
По словам гендиректора музея, машины для создания иллюзии полета до сих пор периодически используют в театрах.
— Даже если мы реально получим возможность путешествовать в космос, я уверен, что старые добрые театральные эффекты, как и сам театр, останутся с людьми навсегда, — заявил Дмитрий Родионов.