Опрос

13 ноября 1921 года официально открылся Театр имени Евгения Вахтангова. А Вы знаете, какой из фактов о театре неверный?

Загрузка ... Загрузка ...
Полезные ссылки

Небо, сними шляпу!

30 марта 2021 года. Посетительница выставки «Полет как мечта» Ольга Коловий
30 марта 2021 года. Посетительница выставки «Полет как мечта» Ольга Коловий
30 марта 2021 года. Посетительница выставки «Полет как мечта» Ольга Коловий
30 марта 2021 года. Посетительница выставки «Полет как мечта» Ольга Коловий. Фото: Наталья Нечаева, «Вечерняя Москва»

В этом году исполняется 60 лет со дня первого полета человека в космос.

Музеи подготовили обширную культурную программу, посвященную этой дате. Первым дал старт «космическому марафону» Театральный музей имени А. А. Бахрушина, где открылась выставка «Полет как мечта».

С первого взгляда непонятно, как связаны театральные афиши XIX века на одной стене музейного пространства с изображениями метеоритов на другой. Оказывается, что все эти артефакты объединяет самая главная мечта человечества — научиться летать! Свою мечту люди с момента их появления на земле пытались воплотить в жизнь самым доступным способом — визуализацией. И эта визуализация нашла свое отражение в наскальной живописи, а чуть позже — в литературе, театре и кино. Неслучайно на экране в зале крутятся кадры одной из первых кинолент в истории — французской комедии «Путешествие на Луну», которая была снята аж в далеком 1902 году.

— До макетов первых космических кораблей оставалось еще полвека, а люди уже создали их прототипы в кинематографе, — замечает художник Сергей Катран.

Свое видение художник выразил в работе «Метеориты».

«Галактическая станция «Исаак»
«Галактическая станция «Исаак». Фото: Наталья Нечаева, «Вечерняя Москва»

Она украсила потолок выставочного пространства.

— Слева — огромный камень с очертаниями мужчины, а справа — женщины, — объясняет Сергей Катран. — Мне кажется, что человек прибыл на землю, спрятавшись в большом метеорите, и ему нужно было научиться преодолевать земное притяжение.

И главным «учебным полигоном» для него стал театр.

Как уточняет Дмитрий Родионов, генеральный директор Театрального музея имени А. А. Бахрушина, еще в античном театре появился специальный кран для имитации полета, который назвали эоремой.

— Боги спускались на сцену сверху. Обычно такие полеты они совершали в финале спектакля. Отсюда и возникло выражение «бог из машины». Эти эффекты, несмотря на все исторические перипетии, дошли и до нашего времени, — рассказывает Дмитрий Родионов.

Популяризатором полета в Большом Императорском театре был сценограф Карл Федорович Вальц. В большинстве его постановок так или иначе использовался эффект парения.

— В начале творческой карьеры он оформил балет по своем либретто «Кащей», где герои летали, — рассказывает Дмитрий Родионов. — В других балетах у него летали птицы, пчелы и всякие неземные существа.

Правда, к концу XIX века Вальц с прискорбием констатировал, что эффекты полета стали пользоваться меньшей популярностью, ибо жанр феерии постепенно угасал.

По словам гендиректора музея, машины для создания иллюзии полета до сих пор периодически используют в театрах.

— Даже если мы реально получим возможность путешествовать в космос, я уверен, что старые добрые театральные эффекты, как и сам театр, останутся с людьми навсегда, — заявил Дмитрий Родионов.

Новости партнеров