Недетские вопросы мультипликации
Премьера самых интересных мультфильмов российских режиссеров «Эхо Суздаля — 2018» прошла в Доме кино на Васильевской, 13. О самых интересных картинах рассказывает наш обозреватель Елена Булова.
Открытый российский фестиваль анимационного кино «Суздальфест», завершившийся неделю назад, назвал своих лауреатов. На проходившем в Доме кино вечере «Эхо Суздаля» вручались дипломы его участникам. Здесь же прошел показ лучших картин.
Российская анимация, как показал нынешний форум, напоминает резво мчащуюся русскую тройку. В центре могучей рысью бежит «коренник» — крепкие профессионалы среднего поколения. Не сдают позиции «пристяжные» — душевная компания «аксакалов». Не менее дерзко несется и команда молодежи.
«Суздальфест» много лет с честью держит звание фестиваля-смотра. Здесь лелеют и всячески заботятся о «корневой системе» российской анимации — авторском кино. Хотя основных конкурсов на «Суздальфесте» — два.
Один оценивает достижения авторской анимации. Другой — коммерческие новинки, полнометражные анимационные проекты и сериалы. Гран-при фестиваля получил девятнадцатиминутный фильм «Суета сует» режиссеров Алексея Туркуса и Алексея Шелманова, с юмором поведавший историю периферийного городка с его колоритом и чудесами. Специальный приз «За великую охоту к анимации» вручен «Охоте» Алексея Алексеева — сюжет-перевертыш, в котором собака и заяц меняются местами, а близорукий охотник курьеза не замечает. Замечательный режиссер Алексей Демин снял картину по мотивам произведений Владислава Ходасевича, посвященную теме бесчеловечности войны.
Внимательный деминский глаз каждый раз останавливается на новых подробностях нашего бытия, высвечивая их крупно для замыленного обыденностью восприятия. Его новый фильм «Джон Боттом — неизвестный солдат» награжден призом «за безукоризненную выразительность». Рисованная «Теория заката» Романа Соколова удостоена приза «за лучший профессиональный короткометражный фильм». Главный герой — дежурный по завтрашнему дню — пробирается ночью через лес, приглядывая за тем, чтобы утро все-таки наступило.
Дипломом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» отмечен анимационный альманах «Старушка-жизнь vs Старушка-смерть»: ироничный сюжет Ивана Максимова вызвал восторг у зрителей — о мужчине, проводящем жизнь на диване в компании двух женщин, которые периодически показывают свои острые зубки. Причем опасность заключается вовсе не в этих милых созданиях: ленивого героя готов поглотить с потрохами его собственный диван. Философская, между прочим, история.
Приз «за лучший фильм для детей» получили «Брюки» Сергея Меринова, снятые на знаменитую песню группы «Иваси» (Иващенко и Васильев). А диплом «за лучший фильм для детей» вручен «Доброму сердцу». Этот рисованный мультик Жирковой из серии «Веселая карусель» № 46 рассказывает о первобытной семье, которая живет в доисторическом лесу.
Мама строгая, хмурая, мечтает лишь о том, чтобы все были сыты и здоровы. Однако все меняется, когда сын приносит домой щенка.
Приз «за лучший студенческий фильм» вручен ленте «А как наши космонавты» Галины Голубевой, в основу которой легла фольклорная песня и малоизвестная запись голоса Юрия Гагарина.
Что касается коммерческой анимации, то приз в категории «лучший сериал» ушел к картине «Буря в доме» Натальи Березовой (сериал «Фееринки»).
Наконец, именно на «Суздальфесте» состоялась премьера знаменитой и многострадальной «Гофманиады» студии «Союзмультфильм», которая шла к своему зрителю долгих шестнадцать лет.
Фильмы «Суздальфеста» в рамках акции «Открытая премьера» показаны на 500 площадках в 350 городах и населенных пунктах страны сразу. А это — более 1000 сеансов.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир Грамматиков, режиссер:
Есть вещи, которые для меня как председателя жюри нынешнего года четко высветились. Мы имеем явные проблемы со сценариями. Молодые авторы полагаются на современные компьютерные технологии, и совершенно не думают об уровне драматургии. Здесь нужно бить в колокола.
Режиссура тоже рассчитывает на свою гениальность. И сквозит недоработка персонажей: они все бесхарактерные какие-то. И с точки зрения прорисовки, и с точки зрения образа. Ощущение, будто они из одного мультика переходят в другой. К этому надо относиться более внимательно.