Неповторимый собеседник
Быть социальным работником — это призвание. Старшему поколению нужна и постоянная забота, и хороший собеседник никогда не помешает. Сотрудница Территориального центра соцобслуживания «Мещанский» Алсу Зайцева всего пару лет в этой сфере, но люди, которым она приносит лекарства и продукты, для нее стали как родные.
Быть нужной людям — непростая и ответственная задача, считает девушка.
К каждому из подопечных нужно найти подход. Многие из них прошли Великую Отечественную войну, у всех были разные профессии и интересный жизненный опыт, о котором пенсионеры с удовольствием рассказывают. Особая забота требовалась старшему поколению на протяжении нескольких месяцев пандемии COVID-19.
Социальные службы оперативно перестроились на новый формат работы.
— Невозможно просто прийти, механически отдать продукты и уйти. Надо пообщаться, выслушать. А это очень интересно, — рассказывает Алсу Зайцева. — Помогая другим, я получаю в тысячу раз больше эмоциональной отдачи.
Алсу родилась в Басманном районе, закончила Пушкинскую школу № 1500, потом пошла в педагогический колледж в Армянском переулке и в итоге поступила и закончила Московский социально-педагогический институт. Через год она стала мамой — у нее родилась дочка Дания, и девушка сосредоточилась на ее воспитании.
Однако тяга помогать людям взяла свое и привела ее на работу в социальную службу.
— Я такой человек, что никогда не могла пройти мимо тех, кому нужна помощь. Подержать кому-то дверь, поднять и вернуть упавшую у прохожего вещь... Наверное, профессия стала естественным продолжением моего характера. Может быть, это она меня выбрала, а не я ее? — улыбается Алсу.
Сейчас девушка ежедневно закупает для представителей серебряного возраста продукты и предметы гигиены, лекарства и медикаменты, прессу и чай.
Затем она разносит это по адресам. Алсу приходит в строго оговоренное время.
— Мне, наверное, очень везет — все мои подопечные очень отзывчивые, вежливые и внимательные люди. Они как родные бабушки и дедушки для меня, — говорит она.
Это же ощущается и в обратную сторону. Когда Алсу приходит к ним, многие встречают ее как родную внучку.
Сейчас в Москве готовится новый формат взаимодействия работников социальных служб с пожилыми горожанами.
— Мы будем полностью охватывать весь спектр заботы о пожилых людях: готовить с ними еду, гулять в парках, оказывать психологическую поддержку и помощь общением. Помогать в быту — стирка, глажка, уборка дома и многое другое, — поясняет Алсу.
Девушка считает, что каждый социальный работник — это лицо всей сферы. Ведь от ее работы зависит отношение людей к социальной службе в целом.
Поэтому Алсу всегда старается выстроить доверительные, теплые отношения. Ведь каждый человек неповторим.
Неслучайно с 1 января 2020 года в Москве изменился перечень социальных услуг и их стандартов: теперь они ориентированы на индивидуальные потребности каждого человека. Также начался переход от заявительного к проактивному принципу оказания услуг, которые предоставляются после диагностики. Это позволяет определить, насколько человек может выполнять простые (например, самостоятельно есть, выходить из дома) и сложные действия (приготовление еды, поездки в общественном транспорте). То есть социальным службам удалось уйти от принципа «что мы можем» к принципу « что нужно человеку», ориентируясь на его потребности.
Еще организации социального обслуживания начали взаимодействовать с медицинскими учреждениями на опережение.
Теперь на этапе предварительной выписки после госпитализации социальные службы составляют список пациентов, которым будет необходим надомный уход.
КСТАТИ
На сегодняшний день в ЦАО на надомном социальном обслуживании числится более 1,2 тысячи ветеранов Великой Отечественной войны. Им также предоставляется адресная помощь в виде электронных социальных сертификатов, товаров длительного пользования.