Непредсказуемая формула искусства
Студентка Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Н. Э. Баумана Анастасия Атангулова изобрела новое направление в искусстве — пиротехническую живопись. Выставка картин, созданных необычным способом, открылась в Учебно-лабораторном комплексе вуза. К «Синтезу науки и искусства» прикоснулись и корреспонденты «МЦ».
Творческая выставка в стенах технического вуза — звучит необычно.
— В старших классах я увлеклась скульптурой и пошла учиться в художественную школу. Уже там поняла, что искусство невозможно без точных наук, — рассказывает Анастасия. — Я стараюсь ко всему подходить творчески, и тот факт, что мой вуз поддерживает меня и как инженера, и как художника, меня очень вдохновляет.
До открытия выставки еще осталось немного времени, и мы с Анастасией заканчиваем последние приготовления. Она показывает свои работы, а я пытаюсь угадать, что же на них изображено.
— Картины неоднозначные, — признается художница. — Они — бесконечный источник вдохновения. Каждый видит что-то свое, даже если на картине есть определенный силуэт.
Больше всего образов придумали для полотна «Котокомета».
Судя по трафарету, предполагалась летящая комета. Но многие вместо космического объекта увидели на картине сидящего кота. А некоторые разглядели зайца, лягушку, кита и аквариумную рыбку.
— Решила переименовать картину. Есть примета, что котов первыми впускают в дом, на удачу, — делится мыслями Анастасия. — Вот и у меня будет «Котенок на удачу».
На глаза попадается «Свобода». Эта работа уже успела покорить мировую художественную арену. В прошлом году она заняла третье место в конкурсе American Art Awards, а профессионалы оценили полотно в 3200 долларов.
Это не первая победа для студентки МГТУ имени Баумана. В 2019 году Анастасия Атангулова стала шестой в списке лучших мировых скульпторов по версии American Art Awards.
В создании полотен студентке помогают научные руководители: Николай Кузнецов и Станислав Богословский. Все картины — плоды командной работы.
— Все началось с того, что я демонстрировал студентам процесс напыления на стекло, на металлы, на полимеры. Решил попробовать сделать напыление на бумаге. За счет неравномерности потока получился интересный узор, — вспоминает Николай Кузнецов, заведующий лабораторией спецкурсов кафедры химии МГТУ имени Баумана. — Эти опыты увидела Анастасия, заинтересовалась, и мы командой решили развивать эту идею. Анастасия сделала первые трафареты, начали пробовать.
Подробности создания картин необычным способом Анастасия и Николай рассказать не спешат — профессиональная тайна. Но все же несколькими секретами они поделились.
Главная отличительная черта их работ — алюмотермия. Это способ получения металлов и неметаллов с помощью восстановления их оксида металлическим алюминием. Анастасия работает в технике наноарт. Здесь используют микро- и наноразмеры. При помощи химических и физических процессов обработки материалов создаются удивительные образы, которые можно увидеть и запечатлеть в электронном микроскопе.
— Мы взяли с собой на выставку микроскоп, хотели, чтобы посетители смогли самостоятельно освоить наноарт и создать свою картину, — признается Анастасия, — но, к сожалению, в этот раз не получилось, зато я точно знаю, какой интерактив добавлю к следующей выставке.
А сейчас Анастасия предложила посетителям попробовать самим стать частью искусства: создать картину на основе ее творчества и стать соавтором молодой художницы. Так, некоторые посетители дорисовали то, что они посчитали нужным. Кроме того, прямо на выставке в университете стартовал конкурс, суть которого — повторить понравившееся полотно. Победитель получит оригинал картины Анастасии.
— Моя главная цель — привлечь ученых в мир искусства, а творцов — посвятить в науку, — рассказывает студентка МГТУ им. Баумана. — Я не могу раскрыть все секреты создания пиротехнических полотен, но мы регулярно совершенствуем методы и техники создания картин.
Еще одна особенность творчества Анастасии Атангуловой — невозможность предсказать результат. Да, есть трафареты, но то, каким в итоге получится изображение, — интрига и для самой художницы. Так, на одной работе случайно появились новые мазки, резко выделяющиеся на бумаге. Если присмотреться, то они составляют букву «А». Чем не авторская подпись молодого творца?