Непреметный модерн на Тверском бульваре: история здания, затерянная в годах

Фото: Дмитрий Благодырь
Вид на дом номер 8, строение 1 со стороны Тверского бульвара. Фото: Дмитрий Благодырь

Многоквартирное жилое здание по адресу: Тверской бульвар, дом 8, строение 1, — место насыщенное творческой историей, которая оказала большое влияние на культуру России и ее популяризацию за рубежом. Однако с годами она забылась, и мало кто ее помнит. Так, на первый взгляд в совершенно привычной для центра столицы постройке прошлого века когда-то располагалась знаменитая организация «Дом Песни». Тысячи москвичей, проходящие мимо, даже не могут представить, что там исполнялись знаменитые романсы композиторов-современников.  Этой историей заинтересовался корреспондент газеты «Москва.Центр» и решил восстановить факты по кусочкам. 

В свое время дом был самым высоким из всех сооружений на Тверском бульваре по четной стороне. Его построили в 1910 году по проекту известного в то время архитектора Никиты Лазарева.

 

[Best_Wordpress_Gallery id="38" gal_title="Дом 8 Тверской бульвар"]

 

— Это доходный дом, который был свойственен эпохе Серебряного века. Сохранился исторический декор, достаточно богатая лепнина. Москва перед революцией преимущественно застраивалась такими зданиями для представителей среднего класса, — поделился сведениями историк, москвовед Павел Гнилорыбов.

Дом относят к архитектурному стилю модерн. Фасад здания минимально украшен. К отличительным чертам постройки причисляют строгость, выдержанность и лаконичность линий.

— Дом действительно относится к модерну. Его сложно назвать выдающимся. Это достаточно рядовой памятник. Однако он формирует настроение Тверского бульвара. Здесь очень красивая прорисовка карнизов. Хороший центральный вход. Он акцентирован. Это некое отступление от стиля, что делает дом уникальным, — отметил Павел Гнилорыбов.

Он добавил, что одной из ключевых черт модерна является центрального расположение входа в здание. Обычно его делали либо слева, либо справа.

В этом случае руководствовались скорее удобством для жильцом, а не параметрами «принесения в жертву искусства». Так что этот дом сочетает как красоту, так и функциональность, что случалось достаточно редко, — уточняет историк.

Еще одной интересной чертой постройки является то, что в ней всего семь этажей. Таким образом, по меркам начала XX века здание относят к классу «недоскребов».

— В Москве до революции постройки выше восьми этажей называли небоскребами. Этот же можно назвать «недоскребом». Конечно, это еще та махина по тем временам. Люди теряли шляпу, когда засматривались. Такие дома называли либо американскими, либо петербургскими. Очень высокие и представительные. Такая реакция была вызвана тем, что Москва в своем первоначальном виде была двухэтажная. В рассматриваемом случае — торжество капитализма, — подчеркнул Павел Гнилорыбов.

Однако здание интересно не столь своим архитектурным значением, сколько историей, которая вершилась в его стенах.

В дореволюционное время постройка была знаменита тем, что там располагался «Дом песни». Его основала популярная на начало XX века русская камерная певица, баронесса Мария Алексеевна Оленина-д’Альгейм, уроженка Рязанской губернии. По словам современников, исполнительница не обладала выдающимися музыкальными и вокальными данными, тембр ее голоса был довольно небогатым по звучанию. Однако большинство говорило о ее отличных владении дикцией и актерском мастерстве. Кроме того, в возрасте семнадцати лет Мария познакомилась с рядом именитых русских композиторов. В их числе были: Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов, Анатолий Рябов и Цезарь Кюи. Последний отзывался о певице очень положительно, говорил, что она была несомненно талантлива при всех своих недостатках.

Вход в дом №8, строение 1, на Тверском бульваре. Фото: Дмитрий Благодырь
Вход в дом номер 8, строение 1 на Тверском бульваре располагается по центру. Фото: Дмитрий Благодырь

Изначально «Дом песни» был небольшим клубом. Его создали на основе идеи популяризации и развития вокальной музыки. Поэтому во время сбора участников клуба, количество которых росло с каждым днем, не только исполнялись знаменитые русские и переведенные (адаптированные) зарубежные романсы, но и проводились лекции и беседы об искусстве того периода. Однако наибольшее внимание на встречах уделялось музыкальным произведениям отечественных композиторов-современников.

На вечерах организации присутствовали многие известные деятели культуры России начала XX века. Особенно частыми посетителями «Дома песни» были поэты Валерий Брюсов и Андрей Белый. Они, в свою очередь, проводили там поэтические вечера.

Организация существовала непродолжительное время — всего восемь лет. Однако оказала существенное влияние на развитие русской культуры и искусства начала прошлого столетия.

За недолгий период функционирования в «Доме песни» провели семь музыкальных и поэтических конкурсов с участием зарубежных композиторов и общественных деятелей. Кроме того, представители организации на постоянной основе давали концерты в ряде городов России, а также в Лондоне и Париже.

«Дом песни» закрыли в 1918 году, сразу как основоположник Мария Оленина-д’Альгейм покинула родную страну. Причинами отъезда во Францию послужили революция и тяжелая болезнь мужа Петра д’Альгейм (он же Пьер д’Альгейм). Отметим, что он помогал жене в ее планах и являлся сооснователем организации.

По приезде в Париж певица продолжила популяризировать русскую культуру и искусство, только уже в Европе. В столице Франции исполнительница открыла еще один «Дом песни», где организовывала концерты поэтов Валерия Брюсова и Андрея Белого. Конечно, Мария Оленина-д’Альгейм не забыла и про музыку. На протяжении долгих лет в парижском «доме» звучали произведения русских музыкантов, которые для представителей уже нашего времени являются классикой.

Исполнительница стала настоящей пропагандисткой произведений таких композиторов, как Модест Мусоргский, Михаил Глинка, Николай Римский-Корсаков и другие. Она не обходила стороной и произведения европейских классиков, которые звучали еще во времена московской организации.

Фото: Дмитрий Благодырь
Дом построен в архитектурном стиле — модерн. Фото: Дмитрий Благодырь

Последний концерт певица дала будучи в возрасте семидесяти трех лет. Состоялся он в Париже. В 1959 году Мария Оленина-д’Альгейм вернулась на родину, где прожила до конца своих дней и вела активную общественно-культурную деятельность. Умерла певица в возрасте ста лет в 1970 году.

По оценкам культурологов и искусствоведов, организация «Дом песни» внесла большой вклад в развитие культурной среды Отечества своим влиянием на сохранение песенных циклов, занятиями художественным переводом произведений многих зарубежных композиторов, их адаптацией для звучания на русском языке и, конечно, развитием и расширением истории музыки.

В наши дни здание представляет многоквартирный жилой дом. Фасад постройки перекрасили. Ранее он был серым, теперь — розово-персиковый.

Сейчас в здании запланирован капитальный ремонт. В основном он коснется внутренней отделки, кровли и чердака. В том числе обновление затронет системы водоснабжения и окон. Свой исторический архитектурный облик доходный дом с малоизвестной, но великой историей, сохранит.

Новости партнеров