Каким был поэт Сергей Есенин на самом деле? Об этом можно узнать из уго писем друзьям и любовницам. Фото: Ирина Кошелева

Несчастье — удел счастливых: рассказ о «другом» Сергее Есенине в библиотеке искусств имени Алексея Боголюбова

Каким был поэт Сергей Есенин на самом деле? Об этом можно узнать из уго писем друзьям и любовницам. Фото: Ирина Кошелева
Каким был поэт Сергей Есенин на самом деле? Об этом можно узнать из его писем друзьям и любовницам. Фото: Ирина Кошелева

Кого мы себе представляем, произнося имя отечественного поэта Сергея Есенина? Скорее всего, кудрявого молодого блондина, любящего природу необъятной Руси, женщин и кутеж. Правда ли, что в юности писатель ощущал себя «неживым», холодно относился к противоположному полу и называл семейные ценности «пошлостью»? Почему Сергея Есенина считали сумасшедшим, и кто хотел сделать из него приходского учителя? Корреспонденту сайта газеты «Москва.Центр» на эти вопросы ответили на литературном вечере, посвященном 125-летию со дня рождения поэта. Мероприятие провели 11 марта в библиотеке искусств имени Алексея Боголюбова.

 

Как появилась идея с «письмами Есенина»?

Дальнейший рассказ о юности Сергея Есенина будет основан на письмах поэта к своим любовницам и друзьям. Отрывки зачитал заслуженный деятель культуры и работник библиотеки Александр Казанцев. Факты из биографии поэта разбавлял стихотворными вставками приглашенный чтец Александр Солопов.

Александр Казанцев рассказал, почему на мероприятии решили читать именно письма Есенина. Фото: Ирина Кошелева
Александр Казанцев рассказал, почему на мероприятии решили читать именно письма Есенина. Фото: Ирина Кошелева

— Почему было решено представить именно письма Есенина? Да потому, что его стихотворения уже так много раз читали и интерпретировали, что это приелось. Образ поэта настолько превозносят и отрывают от его реальной личности, что, наверное, Есенин уже много раз «перевернулся в гробу», — иронично замечает Александр Казанцев.

Все представленные письма он нашел в сборнике одного из современных авторов. Вместе с Александром Солоповым они часто создают литературные и театрализованные шоу. Заранее ничего не придумывают, все взаимодействие двух участников на сцене — импровизация.

— Когда мне близка определенная тема, я соглашаюсь обыграть ее вместе с Александром Юрьевичем. Он отвечает за план мероприятия, а я — за поэзию и драматургию. Иногда мы проводим открытые театральные репетиции или говорим о других великих отечественных поэтах, — комментирует Александр Солопов.

Александр Казанцев отмечает, что после прочтения писем начал воспринимать Есенина по-новому.

— Не лучше и не хуже. Просто Есенин теперь для меня — это не какой-то навязанный образ, а более психологически понятная, глубокая историческая личность, — так Александр Юрьевич рассказывает о своих впечатлениях от писем литератора.

Что же он в них увидел?..

 

«Разве стихами заработаешь?»

Александр Казанцев начинает мероприятие со слов: «Сколько живу, не видел ни одной афиши о читке писем Есенина. Всем интересны только Александр Пушкин и Михаил Лермонтов».

Мероприятие собрало полный зал. Гости с интересом слушают рассказ о Есенине. Фото: Ирина Кошелева
Мероприятие собрало полный зал. Гости с интересом слушают рассказ о Есенине. Фото: Ирина Кошелева

Сергей Есенин начал писать стихотворения еще в подростковом возрасте. Отец хотел сделать из него учителя и отправил в деревенскую церковно-приходскую школу. В то время юный поэт не любил провинцию и хотел жить в большом городе (несмотря на то, что в дальнейшем посвятит множество работ именно крестьянскому быту).

В школьные годы Есенин везде носил с собой тетрадь со стихами и читал их всем, кто был готов (или не очень готов) слушать. Ровесники называли его «деревенским дурачком», который везде лезет со своими «никому не нужными стишками» о любви и природе. Возможно, события того времени и правда не располагали к лирике: на дворе была Первая мировая война.

Почти никто не хотел слушать незрелые, подражательские и очень наивные стихи мальчика. Отец Есенина негодовал: сына ничего не интересует, кроме писательства. Потом Сергея Александровича пытались устроить на «нормальную» работу, которая приносила бы доход. Но все было тщетно: Есенин постоянно нарушал правила приличия, за что его отовсюду увольняли.

— Стихами не заработаешь. Вот посмотри на Пушкина и Лермонтова. Они — помещики, на них работают по 300 человек, вот они и живут в достатке. А на тебя разве кто-то будет работать? — говорил Есенину отец.

Хорошо, что его слова не оказались пророческими.

 

«Я сам себя не чувствую»

Среди всей нагнетающей обстановки юный поэт нашел луч надежды в лице нового друга — Гриши Панфилова. Именно ему посвящена большая часть писем. До нашего времени из них сохранилась примерно одна десятая часть. Поговаривают, что письма Есенин сжег после скоропостижной смерти друга в 1914 году.

Александр Солопов читает отрывки из стихотворений Есенина. Фото: Ирина Кошелева
Александр Солопов читает отрывки из стихотворений Есенина. Фото: Ирина Кошелева

Гриша Панфилов был одним из немногих, кто мог часами слушать произведения молодого поэта. На фоне этого практически каждое письмо к другу Есенин оканчивает двумя-тремя строчками собственных сочинений.

«Мне невыносимо жить. Все вокруг пошло и старо, и я сам себя не чувствую. А жил ли я вообще когда-нибудь? Я не чувствую своей души, своих сил, как будто я какое-то животное», — писал Есенин другу после своего переезда в Москву.

Эти мысли терзали молодого поэта. Позже он написал, как обилие чувств и постоянная жажда писать не давали ему уснуть, и в 17 лет жизнь ему стала горька. Примерно в этот же период он отправил Грише следующее письмо: «Как бы я не клялся кому в безумной любви — любовь огромнейшая роковая ошибка. Больше всех женщин я люблю искусство. Его я не променяю ни на какие деньги». Настолько Есенин верил в свое дело.

Будучи подростком, поэт находился в поисках своего «я» и некоего просветления. В этих целях в 16 лет он перестал есть мясо, рыбу и шоколад, бросил курить. Диета ли так сказалась на нем или холодные одинокие ночи, но через год поэт пришел к следующим выводам:

— Пушкина, Лермонтова и Некрасова я не признаю. Стал уважать только «людей дела», таких как Иисус Христос и Будда, — делился поэт в одном из писем к Грише.

Александр Казанцев выискивает наиболее интересные моменты из книги с письмами Есенина. Фото: Ирина Кошелева
Александр Казанцев выискивает наиболее интересные моменты из книги с письмами Есенина. Фото: Ирина Кошелева

Молодой, но еще никому не известный поэт, считал себя более талантливым, чем Лермонтов и Пушкин. Самоуверенность превратила поэта в задиру, который готов был «дать в глаз» любому встречному. Хорошим поведением Есенин не отличался и в школе, но только с годами драчливого юношу стали побаиваться и называть сумасшедшим. Его даже хотели отвести к психиатру, но поэт так запугал некоторых людей, что они боялись к нему приближаться.

При этом позднее Есенин говорил о том, что нужно прощать всех, и даже своих врагов. В том же письме он заявил: «Несчастье — это удел счастливых. Ничья душа не может не чувствовать страданий. Я в своих страданиях радуюсь жизни».

 

Прикончить еще не начавшийся роман

Примерно в 16 лет Есенин познакомился с Марией Бальзамовой. В то время он был уверен, что это встреча станет мимолетной, и вскоре они навсегда попрощаются. Однако судьба сводила этих людей снова и снова. Есенин отправил множество писем своей Мане, рассуждая в них о любви, взрослении и душевных страданиях.

У поэта с юных лет проявлялась холодность по отношению к женщинам. Как только представительницы противоположного пола становились близки Есенину — они теряли для него интерес. При этом поэту нравилось самому быть любимым. Да, его личность во много была соткана из противоречий.

В завершение мероприятия прочитали поэму «Анна Снегина». Фото: Ирина Кошелева
В завершение мероприятия прочитали поэму «Анна Снегина». Фото: Ирина Кошелева

Маня склоняла Есенина к семейной жизни, которую поэт считал «пошлой» (недостойной, скучной). В некоторых письмах Есенин ведет себя достаточно дерзко по отношению к Бальзамовой:

«Наша переписка — игра. Стоит ли эта игра свеч? Если ты прикончишь этот еще не начинавшийся роман, я вынесу без боли и сожалений», — такие слова были адресованы любимой женщине Есенина.

С одной стороны он отправлял чувственные письма Мане, а с другой общался с госпожой Сардановской. В переписках с ней он называл себя «невзрачным и скучным» и спрашивал, почему же она его любит.

Чувство одиночества и нерешенные внутренние сомнения продолжали преследовать Есенина до конца жизни. В одном из писем к Мане можно увидеть крик о помощи: «Я один. И никого нет на свете, кто бы пошел мне на встречу, кто был бы с такой же тоскующей душой. Неважно, мужчина или женщина, все равно заключил бы этого человека в свои братские объятья и пошел с ним от этого чуждого мне мира. Если так продолжиться — я выпрыгну в окно».

На этой ноте Александр Казанцев заканчивает своей рассказ о юном поэте и передает слово Александру Солопову. В следующие несколько минут зрители внимательно слушали поэму Есенина «Анна Снегина».

По окончании мероприятия своими впечатлениями поделились три гостьи: Наталья Ваничева, Ирина Малахова и Екатерина Орехова. Они рассказали, что «влюбились» в мероприятия библиотеки и ходят на местные концерты и читки практически каждый день.

— Я считаю Александра Казанцева гением. Он правда умеет удержать внимание толпы и правильно ввести в тему. Его очень интересно слушать, — делится своими впечатлениями Ирина Малахова.

— Мне было очень интересно послушать письма Сергея Есенина. Есть над чем задуматься, — добавляет Наталья Ваничева.

И правда, после знакомства с письмами поэта есть над чем поразмыслить. Говорят, Сергей Есенин не изучал труды великих психологов. При этом у поэта была явная склонность к рефлексии, самоанализу. Была ли его внутренняя трагичность обусловлена юным возрастом или темпераментом — сказать наверняка сложно. Одно мы знаем точно: с годами характер поэта становился все сквернее. Он много дрался, гулял и принимал участие в революции. При этом Есенин имел большой круг друзей и знакомых.

Противоречивость его характера зародилась еще в юности, и это вылилось в такую судьбу, которую многим не хватило бы и на несколько жизней. В поэте удивительным образом сочетался образ всеми любимого народного героя и страдающего, одинокого, простого человека.

Никому до сих пор неизвестны точные обстоятельства гибели Есенина. По одной из теорий он сделал это сам, по другой — его враги. Мог ли строптивый характер поэта привести к тому, что кто-то захотел избавиться от народного любимца? Или тому поспособствовал депрессивный настрой самого Сергея Александровича? Тут уже каждый придет к собственному выводу.

Новости партнеров